На умирающую сельскую местность эпохи раннего капитализма нельзя смотреть без слез. Оставленные дома и одинокие колодезные журавли как будто спрашивают: «Куда все ушли? В город или на погост?»
А вот когда смотришь на село Улюкчикан в Баргузинском районе, на душе становится радостно и есть надежда, что не все ещё потеряно и мы ещё повоюем.
Под снежными пиками
Улюкчикан расположился у подножия Баргузинского хребта, с пиков которого никогда не сходит снег. С противоположной от гор и тайги стороны раскинулась долина, испещренная бесчисленным количеством богатых рыбой и водоплавающими птицами озер, рек и речушек. Особенно красив Улюкчикан в летнюю пору: с прохладой и ароматом травы ая-ганги от горных долин, с многоцветьем и изумрудной зеленью заливных лугов.
Кажется, что деревня счастливо избежала тяжелых постперестроечных времён и законсервировалась в состоянии расцвета еще с безмятежных дней развитого социализма. Побеленные палисадники, ухоженные дома и дворы…
«Вся деревня в г...не» - это обычное дело в нашем скотоводческом регионе. А вот на улюкчиканских улицах нет навозных завалов. Нет зияющих проемов на месте разобранных и увезенных домов. Ни одной развалюхи, с пустыми окнами безвольно оседающей наземь. Наоборот, есть новостройки, обновленные заборы, крыши и бани. У ворот коновязи - сэргээ, признак женившихся сыновей. Сюда вполне можно отправить группу БГТРК для съемок фильма «Как живут настоящие баргузинцы. Live». А режиссером пусть будет продюсер компании Геннадий Тараскин. Он улюкчиканец, ему видней.
Сильные памятью
Маленькие деревни вписывают в историю либо знаменательные события, либо именитые земляки. В Улюкчикане известных земляков пруд пруди. Это министр здравоохранения республики Вера Баянова, хирурги Эрдэм и Ширап Раднаевы, офтальмолог Надежда Буянова, видный партийный деятель Вандан Базаров и его сын руководитель БНЦ СО РАН Борис Базаров. Три Героя Социалистического Труда: Санжижап Чойропов, Радна Бубеев и Ринчин Эрдынеев. Деятели культуры и спорта: народный артист СССР, основатель театра оперы и балета Гомбожап Цыдынжапов, министр культуры республики Доржи Цыремпилов и его брат журналист Бадма Цыремпилов, артистка театра «Байкал» Сэсэгма Сандипова, писатель Алексей Гатапов, недавно издавший роман «Тэмуджин», борец Батор Цыренов и многие другие. Улюкчиканцы гордятся ими. Собственными силами они восстановили памятник павшим воинам в Великой Отечественной войне. А сейчас под руководством Лубсана Гомбоева, председателя местного Совета ветеранов, они возводят мемориальную аллею знатных земляков.
Ёхор в стиле хип-хоп
В день нашего приезда улюкчиканцы проводили в школе вечер памяти еще одной знатной землячки — детской писательницы Светланы Махачкеевой, автора поэтических сборников на бурятском языке. На вечер приехали ее дети, родственники и артисты.
Маленькие чтецы читали стихи поэтессы, посвященные родному селу. Читали старательно и с выражением, ведь жюри возглавлял легендарный Будамшуу — Михаил Елбонов. Тем не менее одна маленькая девочка не смогла справиться с артистическим волнением, расплакалась и убежала. Затем фольклорный ансамбль показал театрализованную обрядовую сцену из стародавней жизни бурят с песнями и зажигательным ёхором. Костюмы самодеятельных артистов, сюжет представления, актуальные песни о демократии и ёхор с хип-хоповскими движениями - публике нравилось все. Причём этот оригинальный ёхор с одинаковым темпераментом танцевали и юнцы, и 72-летняя мать-героиня Тамара Хуригановна Ухинова. Не в каждом райцентре можно увидеть такой слаженный коллектив. А завершился вечер подарком для сельчан — концертом профессионалов. В простой обстановке школьного спортзала было видно, насколько любим народом Михаил Елбонов, красив и благороден дуэт Болота и Сэсэгмы Сандиповых. Оценили улюкчиканцы молодого Ринчина Турлакова и даже назвали его за сходство черт бурятским Витасом.
Архи лучше, чем водка
Отсюда до Улан-Удэ 320 км. Строительству дороги нет конца. В эту пору паром через реку Баргузин еще не запущен и путь удлиняется еще на три десятка километров. «В такую даль молочные продукты не повезешь, - говорит старейшина села Базар Ухинов. - Мясо продаем скупщикам».
Мясное скотоводство - основа экономики села. С приходом тепла бычков, лошадей и овец угоняют на заимки в степь, где за ними присматривают родственники или наемные пастухи. Так поступают не только буряты, но и местные русские. Для себя оставляют две-три дойные коровы: на молоко, сметану, творог и масло. А ещё в доме Ухиновых пахнет курунгой — кисломолочным напитком, из которого можно гнать молочную водку — архи. Мягкую, ароматную, с неповторимым вкусом архи делает полдеревни, хотя в местном магазине стоит множество сортов водки.
Впрочем, водка здесь скорее ритуальный товар. Недалеко расположилась ставка богини Янжимы, к которой нескончаемым потоком едут паломники. В магазине они берут готовый набор сладостей. А что же еще примет божество женского рода? А вот если идут к местным шаманам, то к классическому набору из водки, молока и сладостей прибавляются табак и спички, поскольку их призывы адресованы великим предкам мужчинам. Когда-то они, люди из племени эхирит рода бур hэнгэлдэр, жившие в верховьях Лены, переплыли Байкал, с любовью и заботой выбрали место для жизни среди весело журчащих ручьев с живой водой: "у-люк-чи-кан, у-люк-чи-кан".
Сейчас в деревне живет 530 их потомков, из них сто детей — учащиеся девятилетней школы. В селе есть девять женщин, получивших еще в СССР почетные звания матерей-героинь. С тех пор в Улюкчикане появились другие мамы, родившие по десять и более детей. И население продолжает расти. Новому поколению нужна новая школа, которая в планах. Откроют новый сельский клуб - его строительство идет к концу после личного вмешательства депутата Народного Хурала от Баргузинского района Матвея Гершевича.
Справка "ИП"
Решение вопросов социально-экономического развития села невозможно без сильного и влиятельного лобби в Улан-Удэ. Баргузинцы, в том числе и улюкчиканцы, сделали в своё время стратегически верный ход, выдвинув в депутаты бурятского парламента земляка-улюнца Матвея Гершевича. Он ежегодно выделяет на неотложные нужды школам, больницам, малоимущим, ветеранам, спортсменам и верующим от 500 до 700 тысяч рублей. Депутат от Баргузина добился укрепления всех мостов от Баянгола до Хилганы, открытия пожарного депо в Баянголе и пожарной части в Уро, решения вопросов по реконструкции дома культуры в Усть-Баргузине и берегоукрепительных работ в Уро. На стадии решения проблемы реконструкция очень важной для развития всего района Каралигской оросительной системы, а также строительство Буксекенского моста. Последний объект имеет стратегическое значение, средства выделены, и Матвей Гершевич ведет переговоры по строительству на лето временного понтонного моста.
Баргузин - всемирный бренд
Кажется, "ИП" раскрыл загадку оптимизма Улюкчикана. Это верность традициям, сплоченность и одновременно предприимчивость и высокий уровень образования и культуры. Людям из рода бур hэнгэлдэр отступать некуда – позади только горы, тайга, есть только один выход вперед, к рынку – в Улан-Удэ. Улюкчиканцы самодостаточны, но они интегрированы в мир. Если государство обеспечит ветеринарию, долгосрочные кредиты и субсидии, сохранение инфраструктуры, то они в разы увеличат поставки стране вкуснейшего мяса, выращенного на горном воздухе, сочной траве и снеговой воде. А бренд известен: "Эй, Баргузин, пошевеливай вал...". Хотя - вот парадокс! - бренд "Баргузин" используют все кому не лень, кроме самих баргузинцев! Впрочем, улюкчиканцы готовы заниматься не только скотоводством, но и землей и экологическим туризмом. Когда есть сладко пахнущая баня, запруда из замшелых камней во дворе, SPA-салоны и фитнес-центры не нужны. Поэтому "городские" улюкчиканцы возвращаются на малую родину или планируют вернуться, чтобы жить на земле не под шум клаксонов, а под музыку играющей на перекате воды.
Улан-Удэ - Баргузин - Улюкчикан - Улан-Удэ.
Политика
5773