Многих в городе Улан-Удэ сейчас волнует вопрос о том, зачем пришла маленькая омская компания «Тепловые системы» на землю Бурятии
Действительно ли вложить без малого 10 млрд. рублей в чужие, принадлежащие городской администрации сети и котельные? Или даже существенно большую сумму с учетом показателей эффективности работы объектов городского коммунального комплекса, которых омские новоиспеченные энергетики заявились достичь по истечении 25 лет управления? Построить априори неокупаемую ТЭЦ-3 или проложить не входящую в планы Газпрома магистральную газовую трубу прямо до столицы республики?
Действительно ли именно это им было нужно? Давайте подумаем вместе.
Предметом конкурса являлось право аренды муниципальных сетей и котельных. Однако, едва успев выиграть его, омские руководители, горячо поддерживаемые заместителем мэра по инфраструктуре Гемалей Гендуновой, заявили перед камерами на первой же пресс-конференции о своих притязаниях на контроль над сбытом.
Причем обращает на себя внимание следующий факт. Насколько неконкретны и беспомощны они были в ответах на вопросы о ремонтах и инвестициях (без пришедшего на помощь заммэра, наверное, просто не сказали бы ни слова). На этой же пресс-конференции руководство города обратилось к улан-удэнцам с просьбой не делать предоплату за тепло. Гемаля Гендунова предупредила, что май будет переходным периодом и платить за этот месяц нужно только по факту получения квитанций. Это заявление резко снизило платежи населения в ТГК-14. А от этих средств зависит предстоящая ремонтная компания, а значит будущий отопительный сезон
Неожиданный поворот событий для компании, заявившей в конкурсной документации, что единственной ее задачей является вложение многомиллиардных средств в сети и котельные для достижения «инопланетных» показателей эффективности на объектах коммунального хозяйств города! Однако не учли горе-коммерсанты одного: с принятием Федерального закона «О теплоснабжении» сбытов теперь может быть в рамках одного города сколь угодно много – ровно столько, сколько предприятий обладают имущественными правами либо на источники генерации, либо на сети. Теоретически любая ведомственная котельная может иметь свой сбыт. Для этого собственникам котельной необходимо заключить с потребителем, подключенным к ее сетям, договор теплоснабжения и потребовать от тепловой компании подписать договор на транспортировку тепловой энергии (можно воспринимать как руководство к действию!). В силу публичного характера такого договора сетевая компания не вправе отказать котельной в его подписании.
Ну что, поубавилось энтузиазма, господа из Омска?! Не удалось получить полный контроль над сбытом? Ничего не поделаешь, законы нужно изучать внимательнее перед принятием важных коммерческих решений!
Слабая подготовка пришлых иногородних коммунальщиков и крайняя поверхностность в изучении бизнеса, поуправлять которым они пришли, просматривается абсолютно во всем. Как можно было выигрывать конкурс, ни разу предварительно не побывав в РСТ Бурятии и не поинтересовавшись спецификой установления тарифа? А следовательно, и экономикой бизнеса, в который они, практически не приходя в сознание, пообещали влить 9,6 млрд. рублей?
Ведь неоднократно руководители ТГК-14 заявляли о ежегодных многомиллионных убытках. В этом году, например, плановый дефицит НВВ (необходимой валовой выручки) в сетях, вызванный завышением органом регулирования полезного отпуска в тарифе, составляет 176 млн. рублей. И ежегодно как по расписанию ТГК-14 ходит в ФСТ России на процедуру рассмотрения разногласий по причине недостаточности тарифа. Суммы приказов, обязывающих регионального регулятора учесть неправомерно исключенные из тарифа средства в последующих периодах регулирования, составили 223 млн. рублей и 115 млн. рублей соответственно в 2009 году и 2010 году. Сколько будет в 2011 году – покажет ближайший месяц. Что, уважаемые представители «Тепловой копании», еще один неприятный сюрприз?
Но и это не все. В тарифе на тепло, установленном на 2011 год, в сетевой составляющей содержатся суммы из вышеупомянутых приказов, имеющих именную приписку: собственность ТГК-14. Это означает, что при выделении тарифа на передачу эти деньги перейдут в тариф на коллекторах и существенно снизят сумму НВВ «Тепловой компании». А это ни много ни мало 140 млн. рублей!
Но и это не последняя неприятная новость для вас, руководители «Тепловой компании»! 126 млн. рублей из тарифа на теплоэнергию, не вошедшие в тариф по причине ограниченности предельного индекса ФСТ России, были включены органом регулирования в тариф на ГВС. Это тоже, по большей части, деньги ТГК-14, и вы к ним никакого отношения не имеете.
Да, выиграть конкурс, наобещав небылиц, куда легче, чем на базе этого конкурса построить безубыточный бизнес. Особенно в регионе, где начиная с тарифа 2009 года, принятого после февральской аварии 2008 года на ТЭЦ-1, в сетях заложен плановый убыток!
Ну не поинтересовались этими «несущественными» моментами представители «Тепловой компании»! С кем не бывает! Зато теперь на практике убедятся, что все не так уж и просто в привлекшем их на первый взгляд после поверхностного рассмотрения за тридевять земель сетевом бизнесе. И может, хоть теперь задумаются, зачем в Улан-Удэ пришли. Равно как поразмыслят на досуге, стоит ли им бороться за сбыт. С учетом фактов, что растеряют при переводе потребителей немалые суммы, собирать дебиторку, как это делает ТГК-14, вряд ли вообще когда-либо научатся, а убыточная сетевая составляющая конечного тарифа не позволит окупить затраты в полном объеме. Для оплаты отпущенной ТГК-14 теплоэнергии при этих условиях придется, получив убытки, привлечь многомиллионные кредиты. А если не оплатят, то иск получат моментально. Юристы ТГК-14 в этом преуспели – пусть поинтересуются у любого неплательщика, он не обманет.
И сколько они так протянут до тех пор, пока по иску ТГК-14 не будут признаны банкротом? Год-полтора максимум.
Кто же тогда будет вкладывать многие миллиарды в ржавые трубы города Улан-Удэ?..
Или все-таки реальная задача с учетом недавно сделанных заявлений – получить контроль над сбытом, сесть на потоки, а там трава не расти?
Неплохой профит можно получить за тот же срок в год-полтора. Правда, такой подход к бизнесу вызовет справедливый вопрос правоохранительных органов, но это уже другая история.
Есть на сказанную тему одна забавная загадка: что нужно сделать, чтобы разлюбить девушку? Ответ банально прост – жениться на ней. Так вот, «Тепловая компания» на улан-удэнских тепловых трубах уже женилась. Подождем все вместе дальнейшего развития «романа».
Роман Шадрин
На правах рекламы
Бизнес
3906