Общество
2183

В университете Миннесоты Его Святейшество Далай-лама говорил о важности светской этики

8 мая Его Святейшество Далай-лама дал посвящение Будды Медицины, а также прочитал лекцию «Обретение мира на Земле через внутреннее умиротворение». Визит в Миннеаполис, организованный Центром духовности и исцеления университета Миннесоты и Тибетско-американским фондом Миннесоты (ТАФМ), проходит под девизом «Одно сердце, один ум, одна Вселенная».

Посвящение Будды Медицины проводилось по просьбе ТАФМ. Около 6000 человек собрались на стадионе Mariucci Arena, чтобы послушать разъяснения Его Святейшества Далай-ламы о связи между тибетским искусством исцеления и тибетским буддизмом. Тему своего выступления Его Святейшество обозначил как «Тибетские культурные и духовные ритуалы, способствующие личному и общественному исцелению». Он начал с того, что отметил общность целей всех религий, которые по его словам обладают одинаковым потенциалом непредвзятого сострадания. Он также рассказал о контактах тибетского буддизма с другими религиями.

Затем Его Святейшество сделал краткий обзор буддизма, подчеркнув важность философского обучения и практики. Корнем всех проблем, по его словам, является чрезмерная сосредоточенность на собственной личности. Серьезный практик буддизма должен медитировать о четырех основах осознавания: осознавание тела, осознавание чувств, осознавание ума и осознавание Дхармы.

Перед тем, как дать посвящение Будды Медицины, Его Святейшество по существующей в тибетском буддизме традиции, сообщил собравшимся, что получил передачу этого посвящения от своих учителей Тактры Ринпоче и Триджанга Ринпоче.

Его Святейшество объяснил природу «благословения», рассказав, что в тибетском языке это слово составлено из двух частей, обозначающих дословно «придавать блеск или величие посредством трансформации». Подразумевается, что силой благословения нечто нечистое преобразуется в чистое.

Его Святейшество завершил свое выступление напоминанием, что просто начитывать молитвы недостаточно. Мир не установится силой одних лишь молитв. Мира можно достичь только активными действиями.

Посмотреть запись трансляции (часть1)

Посмотреть запись трансляции (часть2)

В перерыве между лекциями на официальном обеде Его Святейшество выступил с кратким обращением к спонсорам мероприятий. Среди гостей на обеде присутствовал конгрессмен Кейт Эллисон.

Его Святейшество поблагодарил жителей Миннеаполиса за поддержку, которую они оказывают тибетской общине. Он отметил, что, несмотря на малочисленность тибетской общины, за многие годы она смогла не только позаботиться о собственном благополучии, но и внести свой вклад в дело Тибета.

Затем Его Святейшество кратко рассказал о природе тибетского буддизма и о его диалоге с современной наукой. Он сообщил, что в тибетских монастырях на территории Индии монахи теперь будут изучать современные научные дисциплины. Говоря о тибетской медицине, Его Святейшество отметил ее целостный подход к лечению болезней и поблагодарил университет Миннесоты за исследования в области тибетских методов врачевания.

Во второй половине Далай-лама выступил с лекцией в той же аудитории. Вступительное слово сказали директор Центра духовности и исцеления Мэри Джо Кейцер и президент ТАФМ Цеванг Нгодуп.

Затем ректор университета Миннесоты Роберт Бруининкс и член правления университета вручили Его Святейшеству Далай-ламе диплом почетного доктора словесности. В сопровождающих документах говорится: «Доктор словесности. Его Святейшество 14-й Далай-лама. Уроженец Такстера, Амдо; светский и духовный лидер Тибета и его правительства в изгнании, с 1950 по настоящее время; обладатель диплома геше лхарамбы с отличием, храм Джокханг, Лхаса, 1959; автор проекта демократической конституции, 1963, и «Мирного плана из пяти пунктов» , 1987, для Тибета; инициатор проведения научных исследований в Институте ума и жизни, с 1987 по настоящее время; лауреат Нобелевской премии мира, 1989; инициатор первых прямых, демократических выборов представительного тибетского правительства, 1992 и 2001; автор более 72 книг, включая бестселлер по версии газеты «Нью-Йорк Таймс» «Искусство быть счастливым»; лауреат «Золотой медали» конгресса, 2007; основатель «Доверительного фонда Далай-ламы» для поддержания благосостояния тибетского народа и сохранения его культурного наследия, 2009 — Вы демонстрируете, что с мягкой решимостью, сострадательным сердцем и пытливым умом даже путь простого буддийского монаха может послужить всеобщему пониманию и глобальной цели; поскольку Ваши учения говорят о том, что свойственно всем нам – от основополагающего стремления к счастью и свободе, до воздействия, которое мы оказываем на планету; поскольку Вы напоминаете нам, что достичь мира можно просто прекращением войн, при условии удовлетворения базовых человеческих потребностей и уважения к правам человека; а также, поскольку Ваши научные исследования в области умственной деятельности пролили свет на тесную связь между здоровьем и благополучием, вдохновив университет Миннесоты на преобразование системы оказания медицинской помощи не только посредством исследований и клинических нововведений, но и через распространение понимания того, как различные культурные убеждения и медицинские системы могут способствовать улучшению здоровья и условий жизни людей – члены правления университета Миннесоты по рекомендации профессорско-преподавательского состава, присуждают Тензину Гьяцо, Его Святейшеству 14 Далай-ламе, степень доктора словесности, honoris causa. 8 мая 2011».

В начале своего выступления Его Святейшество поблагодарил университет за врученную почетную ученую степень, которая досталась ему «даром», без учебы. Далай-лама сказал также, что важно, чтобы учебные заведения, такие как университет Миннесоты, включали в число преподаваемых дисциплин светскую нравственную этику. Он подчеркнул, что в основе своей все люди похожи, их объединяет общее стремление к счастливой жизни. Современная система образования зародилась в Европе более тысячи лет назад. В то время было велико влияние церкви, она помогала людям достигать внутреннего умиротворения. Со временем влияние церкви ослабло, и семейные ценности также утратили свой вес. Поэтому сегодня задача говорить людям о внутренних ценностях ложится на образовательные учреждения.

20 век был важнейшим этапом в истории человечества. Он дал миру величайшие открытия в науке и технологиях. В то же время прошлый век ознаменовался кровопролитными войнами, применением атомной бомбы и его губительными последствиями. Прекрасные открытия принесли страх. Поэтому сегодня нам нужно способствовать распространению идеалов, порождающих сострадание, сердечное тепло, укрепляющих внутренние ценности, доверие и дружбу.

Есть три причины, по которым следует развивать внутренние ценности. Это наш общий опыт, здравый смысл и научные данные. Когда рождается ребенок, мать окружает его любовью и заботой, и это отражается на всей дальнейшей жизни этого человека. Его Святейшество вспомнил, что его собственная мать была очень добра, и именно от нее он научился тому, что такое сердечное тепло. По его словам, те люди, которые получили в детстве максимальную материнскую любовь и заботу, вырастая, обладают более глубоким чувством внутреннего покоя. Подобны же образом те люди, которые в детстве недополучили материнской заботы, вырастая, могут развить в себе отрицательные черты.

Его Святейшество отметил, что чрезмерная сосредоточенность на собственном благополучии и узость взгляда не способствуют укреплению внутреннего умиротворения и даже могут нанести вред физическому здоровью человека. Он рассказал, как на одной конференции ученый привел данные, согласно которым люди, склонные чаще других говорить «я», «мне» и «мое», более подвержены риску сердечных заболеваний. Хотя докладчик не объяснил, почему это происходит, Его Святейшество полагает, что причина в чрезмерной сосредоточенности на себе самом.

Таким образом, сострадание это ключ к хорошему здоровью, а также к благополучию общества. Его Святейшество высказал пожелание, чтобы кто-нибудь из ученых более глубоко занялся изучением этих ценностей.

Есть три подхода к развитию общечеловеческих ценностей – теистический, нетеистический и светский.

Теистический подход подразумевает существование бога-творца и полное подчинение его воле, что поощряет людей культивировать человеческие ценности. Он вспомнил, как в Иерусалиме учитель-еврей рассказал ему историю из своей жизни. Однажды, он попросил своих учеников, среди которых были палестинцы и евреи, представить, что в их недоброжелателях тоже есть частица бога. Позже, ученики палестинцы рассказал учителю, что применили его совет на практике, и, проходя через израильские контрольно-пропускные пункты, чувствовали гораздо меньшее беспокойство. Его Святейшество рассказал также, что его друзья мусульмане всегда говорят, что мы должны распространять любовь на все создания. И это очень логично.

Для последователей нетеистических религий полезна вера в закон причины и следствия, согласно которому наши действия определяют наше будущее. Если мы творим добро, то и результат будет хорошим, вера в это помогает людям развивать положительные ценности.

Но при использовании подходов, связанных с религией, неизбежно будет вставать вопрос о выборе религии и другие сомнения. Поэтому Его Святейшество полагает, что необходим третий подход, не относящийся к религии. Таким третьи подходом является светская этика. Слово «светская» здесь употреблено в том смысле, который ему придают в Индии, пояснил Далай-лама: это не отрицание религии, а наоборот, равное уважение ко всем религиям.

В ходе развития разных цивилизаций, таких как египетская, китайская и индская, в Индии зародились разные философские школы. Одна из таких школ проповедовала нигилизм, отрицание бога. Однако мыслители, принадлежавшие к этой школе, пользовались уважением в Индии, их называли риши или мудрецами.

В заключение Его Святейшество высоко оценил усилия университета Миннесоты, который много внимания уделяет изучению духовных предметов. Визит Его Святейшества совпал с началом программы «Тибетская инициатива исцеления» в Центре духовности и исцеления. Новая программа посвящена изучению возможностей совмещения тибетской и традиционной медицины, а также интеграции элементов тибетской медицины в клиническую практику.

Его Святейшество отметил, что на сегодня программы изучения взаимодействия духовности и науки есть в университете Висконсина в Мэдисоне, Стэндфордском университете и университете Эмори. И пошутил, что через несколько лет обязательно лично приедет проверить, как развивается подобная программа в университете Миннесоты.

Затем Его Святейшество ответил на несколько вопросов слушателей. Первый вопрос был о том, что Его Святейшество думает по поводу арестов представителей китайской интеллигенции. Далай-лама ответил, что, к сожалению, сторонники жесткой политики в Китае усиливают контроль, в результате чего ученые и представители интеллигенции подвергаются задержаниям и домашнему аресту. А ведь эти люди – подлинное богатство Китая. Его Святейшество сказал, что по его мнению ситуация не может развиваться таким образом. Если задержать одного человека, на его место придет другой. Другой вопрос касался взгляда Далай-ламы на развитие интернета. Его Святейшество сказал, что прекрасно относится к интернету, поскольку он позволяет людям получать информацию из самых разных источников. На вопрос о том, становится ли мир лучше или хуже, Далай-лама рассказал о своей встрече с британской королевой-матерью в 1996 году. Он тогда спросил ее, заставшую практически весь двадцатый век, что она думает о развитии человечества. Королева-мать без колебаний ответила, что мир становится лучше, поскольку в начале 20 века мало кто задумывался о правах человека и праве на самоопределение, тогда как в конце века эти понятия прочно вошли в сознание людей.

Свое мнение о том, что мир становится лучше, Его Святейшество подкрепил и другими примерами. В отличие от прошлого, сказал он, сегодня в мире есть понимание важности экологии. Появились даже политические партии, например Партия зеленых. Если раньше ученые больше имели дело с материальными явлениями, которые можно измерить или посчитать, то теперь они стали интересоваться работой ума. В области религии все больше заметен переход от образа мысли в духе «одна религия, одна истина» к идее «много религий, много истин», примером чему служит саммит в Ассизи, проведенный папой Иоанном-Павлом II в 1986. Политики говорят о сострадании. Люди призывают к запрету ядерного оружия и т.д.

Свой ответ Его Святейшество завершил словами о том, что люди должны отказаться от поверхностного мышления в пользу более глубокого анализа. Внутренняя красота важнее красоты внешней.

Посмотреть запись трансляции

В субботу также состоялась встреча Далай-ламы с губернатором Миннесоты Марком Дэйтоном. В Миннесоте проживает самая многочисленная тибетская община в США после Нью-Йорка.

9 мая программа визита Его Святейшества в США продолжится в Далласе, штат Техас, в Южном методистском университете.

dalailama.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях