Информация о том, как в Уссурийске начали разводить коров и яков, привезенных из Бурятии, вызвала недоумение у сельчан республики
Самым большим в России регионом по численности яков считается Окинский район Бурятии. В администрации Оки нам сообщили, что заявка на яков к ним поступала и пока ни одного яка из Бурятии не вывозили
— Когда речь идет о вывозе племенного скота, должно быть согласование в нашем министерстве. Согласования на яков не было. Был договор о вывозе быков калмыцкой породы. Видимо, приморские журналисты что-то перепутали, — прокомментировал министр сельского хозяйства Бурятии Александр Манзанов.
Напомним, что в статье приморской газеты «Коммунар» фермер Василий Толочка восхищенно рассказывает местным журналистам о преимуществах ввезенного им скота. Из статьи явствует, что речь идет о калмыцкой породе крупного рогатого скота.
— Когда мы везли первую партию из Бурятии, в Читинской области столкнулись с трескучими 50-градусными морозами. Люди мерзли, а коровам хоть бы что! У нас в феврале одна буренка отелилась прямо на улице при температуре минус 32 градуса. И ничего, живы-здоровы! — восхищался фермер.
Журналисты указали, что он привез на пробу и пять яков. «Где мог приморский фермер взять яков?» — удивляются окинцы и закаменцы. Просто взять и увезти яков без привычных им хозяев физически очень и очень непросто.
— Яки очень сильные и смелые животные, не боятся волков, — рассказывал приморцам Толочка. — Ещё они умные. Когда пасутся, щиплют лишь макушки растений. Корни при этом остаются целыми, и трава продолжает расти. Да и таинственности якам не занимать. Ученые так и не выяснили, что заставляет их за сутки до пурги укрываться в ущелье.
На самом деле яки лучше всего чувствуют себя в высокогорных районах (свыше 3000 м над уровнем моря) типа Окинского или Закаменского районов. На их высокогорных пастбищах, где содержание другого скота невозможно или затруднено и экономически невыгодно, як — идеальное животное. А в условиях низкогорья с жарким климатом яки обитать не могут.
— От нас яков тоже никто не вывозил. Во-первых, у нас их гораздо меньше, чем в Оке. Можно сказать, одна сотая часть от численности окинских яков. Во-вторых, окинцы хотя бы доят яков и они более приручены к человеку. Закаменские же яки почти полудикие, вывезти их весьма проблематично, — говорит первый замглавы Закаменского района Сергей Ганжитов.
«Бурятские великаны»
Между тем приморские журналисты уже окрестили привезенных фермером животных «бурятскими великанами» за то, что они достигают невиданного для местного скота веса — до 700 кг. Поэтому будущей осенью Василий Толочка собирается приобрести еще несколько десятков яков и накормить уссурийцев пробной партией калмыцкой говядины, пишет газета «Коммунар».
На самом деле называть быков калмыцкой породы «бурятскими великанами» не совсем справедливо. Аборигенная бурятская корова за годы советской власти оказалась почти утрачена, поглощена завозимыми симменталами. Попытки ввезти ее из Китая от потомков бурятских белоэмигрантов пока безуспешны. Частично бурятскую корову пытались заменить казахской белоголовой породой. Затем обратили внимание на популярную в Поволжье и Закавказье калмыцкую породу. 350 лет назад этих коров пригнали с собой калмыки из западной части Монголии. «Русские чумаки и земледельцы всегда отдавали предпочтение неприхотливым относительно корма и водопоев выносливым калмыцким быкам», — писал ученый Костенков.
И сейчас специалисты ценят калмыцкую породу за способность организма сохранять постоянство внутренней среды даже при резких колебаниях температуры воздуха. У «калмыков» прекрасно развиты адаптационные механизмы, в весенне-летний период они накапливают большое количество жира. Сейчас племенные калмыцкие быки не только успешно обживают пастбища Бурятии, но и «захватывают» Приморье.
Бизнес
3502