Жители поселка Тапхар Иволгинского района недовольны работой базы по строительству дорог, расположенной на окраине их населенного пункта. Еще в апреле они написали письмо президенту Бурятии с просьбой разобраться в легальности работы фирмы "Мегастрой", которой принадлежит база. Люди пожаловались на сильный запах, пыль и незаконные сливы отходов производства на землю. Однако при первой проверке специалисты Управления Роспотребнадзора не обнаружили грубых нарушений
Жителей не успели остановить
На северной стороне поселка Тапхар Иволгинского района два года назад территорию с заброшенными гаражами выкупила крупная в регионе фирма "Мегастрой". За год была восстановлена производственная база, подведена линия ЛЭП-10. Сначала на новой базе оставляли машины для устройства поверхностной обработки, катки, погрузчики и прочую технику, а с недавнего времени здесь развернулось производство битумной эмульсии для ремонта дорожного покрытия.
"По неофициальным данным, говорят, что там собираются построить лабораторию по производству гудрона, на что дал разрешение глава Иволгинского района Александр Цыденов", - пишут в своем обращении к президенту Бурятии жители поселка Тапхар.
По мнению специалистов, претензия необоснованна, ведь гудрон может производиться только на нефтехимических предприятиях. Лаборатория действительно строится, только не для производства битума, как полагают жители Тапхара, а для испытаний битумной эмульсии на соответствие требованиям ГОСТа и улучшение условий труда работников. Любая лаборатория призвана отслеживать качество производимой продукции, а также осуществлять входной контроль поступающего сырья. И каждое производство должно иметь собственную лабораторию по контролю качества своей продукции. По городу таких лабораторий десятки, если не сотни.
Тапхарцы пожаловались, что с тех пор, как на базе начались работы по производству битумной эмульсии, над территорией поселка якобы рассеивается черный дым, а в окружающей среде происходит испарение химических веществ. Это, по их словам, наносит большой вред здоровью. В компании же утверждают, что «черный дым» - это лишь работа мини-котельной. При производстве битумной эмульсии никакого дыма быть не может.
Последней каплей для населения стало самовольное подключение предприятия к водоснабжению дома №5, в результате чего в квартирах уменьшился напор воды. В "Мегастрое" говорят, что подключение к водоснабжению было официальным и на это есть все разрешения.
Жители все же обратились в администрацию сельского поселения "Иволгинское", а 21 апреля на общем сходе высказали свои претензии главе поселения Виктору Очирову.
- Вопрос с водой я решил сразу на месте, а работы по производству битума и дроблению гравия остановили только через три дня, - говорит Виктор Очиров. - Предприниматели просили немного подождать и позволить завершить работу на федеральной трассе. На самом деле дробление гравия в п. Тапхар не производилось. В связи с тем, что производитель щебня предоставил некачественный «недоработанный» продукт, предприятие было вынуждено «догрохачивать» (отсеивать некондиционные фракции) полученный щебень. Эта мера была вынужденная и временная.
Но ждать и выслушивать «соседа» жители не стали, а сразу же после схода написали письмо президенту.
"Убедительно просим рассмотреть наше обращение и приостановить производство битума в целях защиты здоровья населения нашего поселка", - обратились жители Тапхара к главе региона. Как выяснилось, не все подписи действительны. При этом староста поселка и руководитель ТОС Василий Буянтуев не знал о том, что жители написали жалобу.
Президент распорядился провести на предприятии проверку специалистами из Управления Роспотребнадзора по Бурятии. В течение месяца они проведут лабораторно-инструментальное исследование и только в начале июня объявят о результатах. Однако при первой визуальной проверке специалисты не обнаружили серьезных нарушений.
- Чтобы что-то дымилось, не было заметно, - рассказала Надежда Наумова, специалист Управления Роспотребнадзора по Бурятии.
Работать можно без загрязнения окружающей среды
Однако спустя три дня после схода проблему удалось решить на уровне района. Сейчас на единственном предприятии в Тапхаре производство битумной эмульсии и дробление гравия остановлено. Все отходы хранятся в специальных емкостях. Для осуществления технологических процессов на базе есть емкости для приема и хранения битума, эмульсионная установка, емкости для складирования готовой эмульсии.
- Я предупредил руководство "Мегастроя", что, если емкостей не будет, я обращусь в суд, - объяснил Виктор Очиров. - Там очень сильная база, много техники и у них есть возможность работать экологично.
Несмотря ни на что, глава поселения "Иволгинское" понимает, что оно несет важную социальную и экономическую нагрузку в районе, помогает школе и детскому саду. Муниципалитет получает налоги от компании, а кроме того, бизнес готов спонсировать строительство детской площадки, установку евроокон в клубе поселка Тапхар.
Виктор Очиров не удивляется жалобам населения. По его словам, в Тапхаре сложный контингент.
- Раньше здесь была колония, и половину населения составляют потомки сидевших. Тапхар считается скандальной деревней, где из малейшей проблемы раздувают шум и бегают к президенту, - говорит Очиров.
Еще одно важное значение компании - трудоустройство населения. На базе в Тапхаре работают 66 человек, 12 из которых - местные жители.
Кроме пекарни и котельной работать в Тапхаре негде. Местный житель Вячеслав Зимер ездил на заработки на Дальний Восток, работал в Улан-Удэ, но ни один из вариантов не сравнится с работой рядом с домом. Поэтому, когда появилась возможность устроиться дорожником, сразу же ухватился за это место.
- Если где-то в другом месте работать, надо на вахту ездить, а значит, далеко от семьи. А здесь рядом с домом, пошел поработал, пришел пообедал, - рассказывает рабочий базы Вячеслав Зимер.
Сейчас стаж работы у Вячеслава четыре года. За это время он отлично выучил свою профессию и стал одним из лучших работников предприятия.
Одни на республику
Производство в Тапхаре важно в целом для республики - только здесь на весь Сибирский регион изготавливают специальную модифицированную битумную эмульсию для ремонта дорожного покрытия.
За счет устройства поверхностной обработки с применением стекловолокна увеличивается межремонтный срок эксплуатации дороги, улучшаются ее свойства. Такая обработка дорожного покрытия не дает образовываться трещинам и останавливает ее дальнейшее разрушение. В республике битумная эмульсия, изготовленная ООО "Мегастрой", используется при ремонте федеральной автомобильной трассы М-55 в Бурятии, Иркутской области и Забайкалье. Уникальная технология позволяет еще и увеличить скорость и качество выполнения дорожных работ.
"Мегастрой" имеет большое количество современной техники: китайские комбинированные машины с синхронным распределением материалов и рубки стекловолокна, французский «Чипсиллер», катки, погрузчики, грейдеры, битсцемы, битумовозы и т.д.
Как пояснил главный инженер ООО «Мегастрой» Юрий Чеботарев, главным потребителем битума является дорожное строительство, в первую очередь из-за того, что нефтяной битум является самым дешевым и наиболее универсальным материалом для применения в качестве вяжущего между каменными материалами при устройстве дорожных покрытий. При этом все дорожные технологии предусматривают использование битума в жидком состоянии. Эмульсии являются малоопасными веществами по ГОСТ 12.1.007 по сравнению с асфальтобетонными материалами.
ООО "Мегастрой" работает в республике три года и успело зарекомендовать себя как современная строительная компания. "Мегастрой" работает в Бурятии и Иркутской области на федеральной автодороге М-55, а также в Забайкальском крае на федеральной автодороге А-165. В этом году компания начинает работы по восстановлению дорожного покрытия на автодороге М-56 "Лена" в Якутии.
В будущем предприятие планирует расшириться и выкупить у муниципалитета заброшенные здания бывшей колонии, которые расположены здесь же, в Тапхаре. Со слов руководителя ФГУ УПРДОР «Южный Байкал» Александра Битуева, ООО «Мегастрой» в 2011 году является самой крупной в России подрядной организацией, производящей сверхтонкие слои износа асфальтового покрытия протяженностью 208 км.
Общество
3996