Бурятские топливные компании успокаивают население, что без бензина республика не останется. Однако пессимистические прогнозы экономистов говорят об обратном
Сегодняшняя бензиновая лихорадка, по мнению специалистов, это первая ласточка надвигающегося мирового финансового кризиса
— Многие экономисты сравнивают сегодняшнюю ситуацию на топливном рынке с ситуацией 2008 года, — рассказал «Информ Полису» Иннокентий Багинов, доцент кафедры «Финансы и кредит» ВСГТУ, заведующий лабораторией фондовых операций.
Когда наступил мировой финансовый кризис, в мире происходила такая же ситуация и с бензином, и с ценами на нефть.
— Сначала происходил разгон стоимости нефти до 147 долларов до лета, и летом началось безостановочное падение до 32,5 доллара за баррель, — вспомнил ученый. — Некоторые пессимисты-экономисты ожидают вторую волну кризиса. Будет она или нет? Это невыгодно никому, но все-таки ожидания такие есть. Все эти факторы могут повлиять и на конечную цену топлива.
Топливные компании прогнозировать цены не берутся, однако уверяют, что без бензина население не оставят.
— На заправочных станциях ОАО «Бурятнефтепродукт» достаточно топливного ресурса, чтобы обеспечить население бензином, — сообщили «Информ Полису» в пресс-службе компании, — никаких ограничений не вводилось и вводиться не будет. Прогнозировать, какой будет цена на топливо, крайне сложно, на реальную цену влияет много факторов.
Олег Данилов.
Хроника событий:
Рост цен на автомобильное топливо начался еще в конце прошлого года. В декабре 2010 года был зафиксирован ценовой всплеск до 0,9 процента. Цены продолжили расти и в 2011 году. Уже с 1 по 11 января бензин, по данным Росстата, вырос в цене на 0,7 процента, а дизельное топливо на 1,7 процента.
С 8 февраля 2011 года в Улан-Удэ неожиданно подешевел бензин марки АИ-92. Цена на этот вид топлива, по сообщению Комитета экономического развития мэрии Улан-Удэ, упала на 2 процента, или на 50 копеек. Топливо других марок, наоборот, подорожало: так, стоимость бензина марки АИ-80 выросла на 48 копеек, а дизельное топливо стало дороже на 33 копейки.
С начала 2011 года розничные цены на нефтепродукты основного поставщика топлива в Бурятии — ОАО «Бурятнефтепродукт» — поднимались два раза: 1 и 18 января. В первый раз на 50 копеек повысилась цена на зимнее дизельное топливо, во второй — дизтопливо выросло в цене на 30 копеек, бензин АИ-92 подорожал на 50 копеек, АИ-95 — на 50 копеек, АИ-98 — на 90 копеек.
С конца апреля 2011 года на АЗС Бурятии началась нехватка топлива. Представители автозаправочных станций сообщали, что продают только оставшиеся запасы бензина. Мелкие заправочные предприятия высказали опасения, что в ближайшее время Бурятия может столкнуться с бензиновым кризисом.
На днях президент Российского топливного союза Евгений Ратуш сообщил, что наиболее неблагоприятная ситуация с бензином складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и в Алтайском крае. Генеральный директор ОАО «Бурятнефтепродукт» Евгений Сорокин заявил, что ограничение поставок бензина в республике производится для того, чтобы не допустить повышения цен и «вымывания» топлива за пределы региона.
В Улан-Удэ цены на бензин на АЗС мелких компаний с начала мая поднялись в среднем на 2 — 3 рубля. Так, литр бензина марки АИ-95 стоит 27 — 27,5 рубля. Цена этого же бензина на заправках БНП поднялась менее значительно — до 26,5 рубля.
Потребность Бурятии в ГСМ составляет приблизительно 14 — 15 тысяч тонн в месяц. В соответствии с занимаемой долей рынка поставки ОАО «Бурятнефтепродукт» в регион составляют 10 — 11 тысяч тонн ежемесячно.
Аревик Сафарян.
Бизнес
3779