Бизнес
3375

Дороги — одна из двух бед Бурятии

По уровню развития сети автомобильных дорог республика Бурятия занимает 59-е место в России и 8-е в Сибирском федеральном округе. Иркутская область, к примеру, находится на 30-м месте по общероссийскому показателю. А самые лучшие дороги, согласно рейтингу Управления автомобильных дорог, в Тюменской области

Большая часть дорог в России проектировалась и строилась в восьмидесятых годах прошлого века. Тогда дороги не рассчитывались на такой поток машин, отсюда их ужасающее состояние сегодня. Впрочем, и новые дороги не отличаются качеством. По данным некоммерческого партнерства «Строители Бурятии», в России первый ремонт дорожного покрытия требуется уже после 3 — 4 лет эксплуатации, а в Англии этот показатель составляет 18 — 20 лет.

Как у нас строят дороги

Строительство и проектирование любой автомобильной дороги ведется в соответствии с нормами и правилами, которые едины для всех дорожно-строительных компаний. Существуют различия лишь в природно-климатических зонах, для каждой из которых прописаны дополнительные требования.

— Существуют четкие критерии строительства дорог, они прописаны в СНиПе 2.05.02-85, — пояснили «Информ Полису» на федеральном предприятии «Бурятавтодор», — Есть только различия в погодно-климатических условиях и ландшафте. Дорога может быть горной или по пересеченной местности. Учитываются плотность прохождения машин по дороге, а также статус трассы: федеральная, региональная или сельская.

Стоит отметить, что правила и нормы строительства были введены в 1987 году, а незначительные изменения вносились в 2003-м.

От Улан-Удэ до Байкала

Технологии строительства мало изменились с прошлого века. Плюс ко всему недобросовестное отношение строителей дорог ухудшает их качество. Примером такого отношения к строительству дороги стала трасса Улан-Удэ — Курумкан. Автодорога Улан-Удэ — Курумкан уже вошла в историю как самая скандальная стройка последних лет. Вспомните хотя бы случай с незаконным перечислением средств на счет генерального подрядчика «Корпорации «Согласие Стройинвест». Фигурировала сумма в 40 млн. рублей. Однако сейчас в официальном сообщении Следственного управления о возбуждении уголовного дела говорится о сумме 3,8 млн. рублей. Теперь дорога, которая обязана служить людям не менее 20 лет, разбивается за год. Не успевают строители сдать один участок, как предыдущий нуждается в срочном ремонте.

— Я езжу от Горячинска до Улан-Удэ каждую неделю в течение последних семи лет, — рассказывает житель Прибайкальского района Виталий Сухих, — Очень был рад тому, что наконец-то и у нас положили асфальт. Правда, радость была недолгой, больших повреждений на дороге еще пока нет, но ямы и трещины уже появляются. Нескончаемый поток лесовозов разбивает дорогу, и через пару лет мы снова будем «скакать» по ямам.

Если до Турки, где сегодня реконструкция дороги завершена, добраться можно без труда, то дальше, вплоть до Бургузинского района, дороги практически нет.

— Создается впечатление, что нас, жителей отдаленных районов, совсем за людей не считают, — пожаловался Табриз Шакиров, житель села Ина Баргузинского района, — Отъезжаешь от Горячинска на семь километров, и дорога кончается.

Табриз — индивидуальный предприниматель, возит груз из Улан-Удэ в Баргузин дважды в неделю. Каждый раз дорога в 380 км занимает от 10 до 15 часов.

— Жалко потраченное время, но еще больше жаль машину, которая разбивается, «прыгая» по камням и ухабам, — говорит водитель. — Зимой всё завалит снегом, и никто не чистит, летом невозможно ехать из-за ям. Терпеть такое отношение нет больше сил, а работать надо.

Тяжелее машина — больше урона для дороги

Весна — самый губительный период для дорог. Водителям большегрузных машин приходится нести еще и дополнительные затраты, проезжая по дорогам республики. Сходит снег, ямы на дорогах оголяются, и их заполняет вода. В таких условиях асфальт приходит в негодность гораздо быстрее, а это дополнительные деньги на ремонт.

— Ежегодно в период с 25 марта по 25 июня вводится ограничение на движение большегрузных машин на всех федеральных трассах России, — прокомментировали «Информ Полису» в Управлении федеральных автомобильных дорог «Южный Байкал». — Если вес машины превышает установленный лимит, необходимо заранее оформить разрешение, оплатить его и спокойно перевозить грузы.

За соблюдением нормы веса следят специализированные пункты весового контроля. Одним из таких является пост ГИБДД в Сотниково. Вмонтированные в асфальт цифровые весы фиксируют любой перегруз. Только работают они всего 12 часов в сутки, и водители предпочитают дожидаться его закрытия, а потом двигаться дальше. Днем можно наблюдать скопление большегрузных фур по обе стороны поста.

— Сигнал о перегрузе поступает на пульт инспектору Гострансконтроля, — пояснил порядок работы Константин Кочергин, заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора, — он, в свою очередь, информирует инспектора ГИБДД, который останавливает большегрузный автомобиль. Если нарушение налицо, составляется акт.

Таких актов с января по апрель 2011 года было составлено более трехсот.

Ограничение вводится не для того, чтобы тормозить движение грузов, а для того, чтобы хоть как-то сохранить и без того плохие дороги.

Все автотрассы в России общего пользования, и разграничений на дороги для легковых и большегрузных машин нет. Вот и получается, что даже вводимые ограничения весьма недейственны. Четко работает принцип «заплати и вези, сколько хочешь». Дорога приходит в негодность, а полученные с водителей деньги не всегда идут на её ремонт.

Нормы строительства дорог для Бурятии

Бурятия входит в первую климатическую зону, в которую включены географические зоны тундры, лесотундры и северо-восточная часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов, с учетом второй степени увлажнения, когда поверх­ностный сток не обеспечен, но грунтовые воды не оказывают существенного влияния.

В нашем регионе дороги строят по следующей схеме:

0,4 метра — верхний слой земного полотна,

40 см — основание из песочно-гравийной смеси,

10 — 20 мм — покрытие в виде слоя из щебня,

25 см — для однослойного покрытия дороги,

20 см — нефтегрунт с добавкой цемента.

Ширина дороги зависит от категории трассы:

ширина проезжей части федеральных трасс «Байкал» М-51, М-53, М-55 — 7 метров,

региональные трассы и трассы местного значения — не меньше 5 метров в ширину.

Проектирование зависит от пяти основных показателей:

дорожно-климатическая зона и подзона;

тип местности по характеру и степени увлажнения;

грунт земляного полотна;

интенсивность движения расчетной нагрузки.

Данные СНиПа 20.05.02 -85.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях