Если архитектуру называют застывшей музыкой в камне, то в улан-удэнской симфонии все чаще звучат религиозные мотивы. Причем мотивы таковы, что напоминать о многообразии имеющихся в Бурятии религиозных объединений и течений уже не обязательно, достаточно просто проехаться по улан-удэнским улицам
Только на первый взгляд выглядывающие отовсюду башенки и купола, кресты и полумесяцы могут повеселить глаз. Даже в канун 350-летнего юбилея великой дружбы народов из головы не идет мысль, что с культовыми сооружениями самого разного толка у нас вышел перебор.
Вместо школ, больниц и парков — молитва
Пресса с одинаковым энтузиазмом рассказывает о том, как глава МВД РБ одной рукой налаживает связи с владыкой Савватием, а другой — с руководителем ассоциации христианской просвитерианской церкви Бурятии. В самом центре города на той же улице, где расположилась администрация Советского района (ул. Советская), уже много лет стоит здание с вывеской “Новоапостольская церковь”, “служения каждое воскресенье”.
В самом густонаселенном Октябрьском районе города храмов и дворцов веры столько, что иные практически соседствуют друг с другом, не вызывая при этом ни у кого, включая верующих, никакого беспокойства. На одном небольшом пятачке проспекта Строителей расписной дуган соседствует с католическим храмом (костелом), а чуть поодаль компанию им составляет странное полусферическое сооружение — шатер с крестом на макушке и надписью “Путь веры”. Сравнительно недавно сданный в эксплуатацию “шатер”, примыкающий к парку “Юбилейный”, только с виду скромен и неказист. Здание располагает посадочными местами на тысячу человек и вполне способно выдержать конкуренцию с иным развлекательным центром.
Напротив трамвайного парка стоит еще одно здание с крестом на крыше, а чуть подальше, на Трубачеева, знаменитая обитель без окон и дверей “Царство свидетелей Иеговы” (рядом — агроколледж). На Бабушкина в микрорайоне “Экогород” в прошлом году построена мечеть с полумесяцем на крыше, а в парке Орешкова этой весной с благословения первых лиц республики заложен камень на месте строительства Кафедрального собора Русской православной церкви. Собор основан, несмотря на представление прокуратуры о недопустимости строительства в парковой зоне, к тому же соседствует с такими злачными объектами, как “Золотая корона” и кинотеатр “Октябрь”. Фактически собор вместимостью более 2 тысяч верующих начисто уничтожает когда-то специально обустроенную для народа заводчанами ЛВРЗ парковую зону, и никакими молитвами этот ущерб городу уже не возместить.
Пока православные Бурятии только взялись за пятикупольный храм, члены улан-удэнской религиозной секты мормонов свой уже благополучно завершили. На днях на ул. Чертенкова по соседству со школой №48 (Шишковка) состоится официальное открытие величественного в своей красоте высотного здания, мимо которого между прочим каждый день будут ходить наши дети.
В Кижинге пошли еще дальше. На территории кижингинской районной больницы недавно установили буддийские барабаны, так что любой больной по дороге к доктору теперь может, не надеясь на официальную медицину, покрутить круглые ящички с молитвами. Врачи Кижингинской районной больницы уже публично подтвердили, что количество больных у них резко уменьшилось. Завтра учителя школы №48 заговорят о том, что соседство с мормонами повысило успеваемость их учеников, а послезавтра бармены определят, какое именно спиртное их клиенты особенно хорошо заказывают под колокольный звон...
Храмы растут как грибы
Помнится, весной 2003 года Русская православная церковь в лице клирика Свято-Одигитриевского собора Михаила Литвинова провела возле здания “иеговистов” первый и пока единственный санкционированный митинг протеста. Тогда такие митинги прокатились по всей стране. В результате деятельность московской организации “Свидетели Иеговы” была признана экстремистской и запрещена судом в 2004 году, а ростовской — в 2009 году. Также судом было запрещено распространять на территории России 34 информационных материала, принадлежащие организации “Свидетели Иеговы”.
В Бурятии же излишняя активность “спасителей душ” опасений ни у кого не вызывает. Храмы всех стран и народов растут как грибы — в парках, при школах, больницах и иных социальных учреждениях. Мы не можем построить садики и школы, благоустроить погибающие парки, но такие дорогостоящие капитальные сооружения, как храмы, нашим заблудшим душам вполне по силам.
Говорят, целые коллективы во главе с их руководителями, включая бюджетников, состоят ныне в членстве определенных религиозных организаций. Бизнес порой жертвует на развитие церквей больше, чем на любую другую благотворительность. Видимо, ничто иное в нашей жизни, кроме молитвы, уже не помогает.
На фото: когда-то Одигтриевский собор был единственным каменным православным храмом в Верхнеудинске. Затем, еще до революции, появились синагога, мечеть...
Общество
6187