Предприятие обвиняют в нанесении экологического урона Селенге, главной водной артерии Байкала. Из-за этого в столице Бурятии до сих пор не могут возродить судоходство и речные прогулки. Их многие улан-удэнцы помнят еще с советских времен
Однак помимо запрета на использование прогулочных теплоходов теперь речному порту запрещают добывать гравий, который идет на строительство многих объектов столицы республики.
Гравий на Селенге добывали еще с тех пор, когда реку бороздили пароходы. Сегодня этих плавсредств уже нет и, похоже, делается все, чтобы и добыча гравия в этих местах прекратилась.
- В течение последних 30 лет мы на этом месторождении добываем смесь гравийно-песчаную. Если бы не добывали, то твердыми стоками этот участок был бы уже забит, - утверждает Константин Маркевич, генеральный директор ОАО «Речпорт Улан-Удэ».
Ученые тоже подтверждают необходимость подкопов. Специалисты провели исследования, как восстанавливается природные запасы песчаного гравия в руслах Селенги и Уды.
- Восстановление тех объемов добычи, которые сегодня добывает речной порт, ямы порядка двух метров, восстанавливаются в следующий полноводный период. Здесь мы специалисты считаем, дноуглубительными работами даже надо помогать, потому что Уда меньше Селенги, упирается в естественный барьер, идет разгрузка наносов, все откладывается в устье, а не выносится в Селенгу, - говорит Ендон Гармаев, д.г.н., заведующий лабораторией геоэкологии Байкальского института природопользования БНЦ СО РАН.
Законная работа, которая велась здесь долгие годы и всех устраивала, вдруг оказалась вне закона. Сегодня специалисты Ангаро-Байкальского управления настаивают, чтобы добыча гравия была остановлена. Это означает остановку работы всего Речного порта.
- Они начали дноуглубительные работы без согласования, - утверждает Владимир Кильдышкин, заместитель начальника отдела Ангаро-Байкальского территориального управления. - То есть то, что находятся у нас, документы на согласование на рассмотрении, не дает им права проводить вид работ без нашего согласования. Лицензии мало, необходимо иметь наше согласование. Процедуру они эту знают, они должны были заранее обратиться.
Однако в речном порту уверяют, что отсутствие согласования еще не означает нанесения вреда природе. Подать документ раньше не получалось. Необходимо было для начала определить – нанесен ли ущерб природе? А проведение экспертизы затянулось. Но документы все же собрали.
- Речной порт Улан-Удэ подал все документы на согласование, - говорит Наталья Сивцова, менеджер по юридическим вопросам ОАО «Речпорт Улан-Удэ». - Все, что необходимо, что требует от нас закон, мы подали. Никаких заявлений со стороны Ангаро-Байкальского территориального управления в наш адрес не поступало, что не хватает каких-то документов.
Несмотря на это, в действиях Речпорта не прекращают находить экологический урон. При этом мнение ученых с доводами Ангаро-Байкальского территориального управления кардинально расходится.
- Я сомневаюсь, что именно в том месте, где они копают, могут находиться нерестовые ямы, - утверждает Ендон Гармаев, д.г.н., заведующий лабораторией геоэкологии Байкальского института природопользования СО РАН. - В Уду, вверх по Уде, омуль не идет, не заходит. И вряд ли, если не заходит, там же в устье будет нереститься.
- Мы считаем и мы поддерживаем, - говорит Татьяна Борисова, сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, д.б.н. - Нельзя на всем ставить крест, надо развиваться. Мы же живем. Я думаю, есть очень много отраслей нашего хозяйства, когда есть сильнейшие экологические нарушения прибрежной зоны Селенги.
И хотя омуль здесь не нерестится, работу предприятия ограничивают нерестовыми периодами. Есть мнение, что не в нересте дело. Просто другим бизнесменам очень приглянулась территория предприятия. И, возможно, поэтому под разными предлогами приостанавливается его работа. В результате убытки несут еще и строители.
20 лет завод бетонных изделий производит продукцию только благодаря гравию Речпорта.
- Если не будет продукции Речпорта, мы качественного бетона не получим, - говорит Сергей Кузнецов, директор завода бетонных блоков. - А это сегодня основное строительство по городу идет монолитное, это чисто бетон.
- Я не эколог, я строитель, - утверждает Игорь Кравчук, главный инженер «Мостоотряда №34». - Мне нужен песок, мне нужно строить мосты! Все мосты города построены нашей организацией, а песок мы брали только в Речпорту.
Строители негодуют: у них развязка на улицах Куйбышева-Балтахинова, ремонт Селенгинского моста…
Достроить все можно только лишь имея материалы с Селенги. Заводы готовят плитку для нескольких городских улиц, но скоро делать ее будет просто не из чего.
Дирекция Речного порта разводит руками. Вот-вот, добыча гравия может прекратиться. А долгая переписка с Ангаро-Байкальским управлением и многочисленные заключения так и не привели к компромиссу.
- Мы готовы работать, добывать песчано-гравийную смесь на стройки города, асфальтовым заводам, - говорит Константин Маркевич, генеральный директор ОАО «Речпорт Улан-Удэ». - Если закон трактует, что мы обязаны платить ущерб, то мы готовы его платить! Расчет ущерба есть, мы бумаги все сдали. Но пока они лежат в недрах Байкалрыбвода. На сегодняшний день в порту у нас песчано-гравийная смесь, ранее заготовленная. Пройдет несколько дней, когда ее не будет. И тогда я не вижу, как можно будет решить вопрос с поставками песчано-гравийной смеси.
Сегодня Природоохранная прокуратура возбудила два административных дела в отношении Речного порта. К слову сказать, год назад порт выиграл у Ангаро-Байкальского управления такое дело в Арбитражном суде в связи с нарушением своих прав и законных интересов. Чьи интересы будут учтены в этот раз, покажет время. Однако уже есть сомнения, что единственное предприятие, добывающее речной гравий в Бурятии, сможет спокойно работать дальше.
Фото ТК "Тивиком"
Бизнес
4686