В год назначения Вячеслав Наговицын воспринимался всеми как «президент ожиданий». После почти 20-летнего правления Леонида Потапова энергичный томский чиновник, казалось, внесет свежую струю в жизнь республики. С ним связывали возможное успешное будущее Бурятии – развитие промышленности, экономики, малого бизнеса, успешное ее позиционирование на федеральном уровне
Можно говорить о том, что часть ожиданий оправдалась. Но только часть. Вячеслав Наговицын успешно отработал как исполнительный менеджер «компании Республика Бурятия», но вот политиком и президентом, видимо, так и не стал. В Бурятии явственно назревает политический кризис. И недовольство им как политиком может вырваться наружу. А ведь через год встанет вопрос о переназначении на посту президента или главы республики.
Технический исполнитель
Получив одобрение Народного Хурала РБ, Вячеслав Наговицын, засучив рукава, приступил к работе на новой должности. Сформировал два состава правительства – мудрое и молодое, затем провел постепенное омоложение кадров. Были и другие удачные проекты. Нельзя отрицать того, что Вячеслав Наговицын навел некий косметический порядок в республике – «умыл личико».
Пожалуй, самым удачным проектом Наговицына можно назвать празднование 350-летия вхождения Бурятии в состав Российского государства. Несмотря на сомнения историков в значимости события, ставшего отправной точкой, или некоторые несовпадения по календарю (300-летие отмечали в Бурятии в 1959 году, после прихода первым секретарем Бурятского обкома КПСС Александра Хахалова), праздник все-таки в республику приехал.
Не секрет, что празднование всех и всяческих дат для субъектов РФ стало поводом получения денег из федерального бюджета.
Под большой праздник можно «выбить» средства на развитие инфраструктуры и социальной сферы. Периодически регионы этим инструментом пользуются, зачастую с колоссальным успехом – ведь не может же федеральное правительство отказать народу в его проявлении любви к центру. Бурятия внесла свою лепту в череду юбилейных дат еще при Леониде Потапове – первый президент начал «пробивать» праздник еще в 2006 году.
С приходом Вячеслава Наговицына стало понятно, что празднование состоится несмотря ни на что. Время показало, что даже мировой кризис не может его отменить, разве что перенести на некоторое время. Правда, кризис все-таки заметно скорректировал объемы поступлений из федерального бюджета – вместо планировавшихся 30 млрд рублей на юбилейные объекты выделено 17 млрд. Причем эксперты говорят о том, что эти средства и без того пришли бы в республику по различным федеральным программам, например, таким, как «Дороги России XXI века» или «Комплексное развитие Забайкалья».
Как бы то ни было, средства на праздник есть, и это отчетливо видно даже в столице Бурятии. Город хорошеет на глазах: тротуары украшаются плиткой, на перекрестках как будто сами по себе вырастают светофоры. А все коммунальные службы, кажется, только и заняты высаживанием всевозможной растительности. В этом, кстати, Вячеслав Наговицын, во всем остальном следующий намеченными Леонидом Потаповым путями, от первого президента разительно отличается.
Если Леонид Потапов не раз категорически заявлял, что городские власти на благоустройство Улан-Удэ должны изыскивать средства сами, то Вячеслав Наговицын исправно вносит в республиканский бюджет строчку «на исполнение функций столицы». И мало того, что вносит, а еще и следит как за выделением средств, так и за собственно исполнением бюджетных обязательств.
Именно он стал инициатором комплексного ремонта дорог в Улан-Удэ – асфальтирования вкупе с обустройством пешеходных дорожек, озеленением и возведением ограждений.
С этой стороны Вячеслав Наговицын проявляет себя крепким хозяйственником. Да и экономические проекты типа САГа или ГРУ, несмотря на некоторое недоверие, пока работают на президента.
Но не орел!
В том, что отношения президента РБ и Хурала натянуты донельзя, сомневаться в последнее время не приходится. Сначала со скрипом был принят бюджет на 2011 год, потом «провалилась» программа СЭР. А эпопея с переименованием и вовсе вышла Наговицыну боком. Ведь Народный Хурал был первым среди национальных парламентов, где вопрос вынесли на обсуждение и проголосовали против изменения. В остальных республиках, за исключением кавказских регионов, предпочли просто дождаться федерального закона.
Последняя инициатива депутатов о разделении полномочий президента и председателя правительства Бурятии ясно дает понять, что как политик Вячеслав Наговицын так и не состоялся. Куда ему до постоянно интриговавшего Леонида Потапова, умело использовавшего как национальный фактор, так и принцип «кнута и пряника». Вряд ли в Народном Хурале при первом президенте мог созреть план лишить главу региона собственно исполнительной власти. Леонид Потапов, слишком хорошо знавший все подводные камни, разводил политических деятелей по разным углам ринга, просто не давая им создавать некие коалиции, а уж тем более устраивать заговоры за своей спиной.
Несмотря на разовые победы Вячеслава Наговицына – как, например, с госгарантиями или РАЛИКом, депутаты все-таки остались неподконтрольными президенту. И, кажется, весьма удачно последовали рекомендации Суворова: «Лучше проиграть одно сражение, но выиграть войну». И это вопреки тому, что явного лидера сегодня в республиканском парламенте нет. Но депутаты, видимо, чувствуют себя более защищенными, находясь на своей земле и будучи всенародно избранными, чем не вполне легитимный назначенец Наговицын.
Неподконтрольный парламент – помимо уже имеющихся проблем, это еще и неясность результатов будущих выборов как в Государственную думу, так и президента России. Вряд ли глава региона, де-факто являющийся руководителем партии власти, сможет в горячую предвыборную пору опереться на депутатов, подложивших такую «свинью».
Возможный будущий провал политической карьеры Вячеслава Наговицына не ставит, конечно, на нем крест. Он толковый исполнитель, тактик, зарекомендовавший себя администратор. В общем-то хороший специалист…
Политика
5269