Древнее село Зандин (Зангин) в Мухоршибирском районе Бурятии переживает не лучшие времена
Если каких-то 20 лет назад в Зандине насчитывалось около 50 дворов, то сегодня оставшиеся 15 домов представляют собой печальное зрелище. А ведь интересная и богатая история этого ныне малого села уходит корнями в седую древность.
В конце XIII века хори-буряты оказались в Китае по воле внука Чингисхана Хубилая. Он, завоевав огромный Китай, в целях колонизации страны призвал туда многие монгольские племена, в том числе и хори-бурят. В 1613 году хори-буряты покинули китайскую территорию, не захотев быть под властью маньчжуров. Преследуемые их войсками, они расселились на территории прежней родины — по Забайкалью.
— В моем родном Мухоршибирском аймаке на конечном уступе хребта Шэлэ первый улус основал человек с китайским воинским званием «занги» (командир сотни). К сожалению, имя его не сохранилось в памяти старожилов улуса. Со временем улус стали называть на тибетский лад Зандином и речка — приток Тугнуя — также стала носить это название, — рассказывает заслуженный деятель науки РБ известный краевед Владимир Будаевич Цыбикдоржиев.
Самое примечательное событие в истории улуса — это возникновение здесь первого буддийского дацана хори-бурят. В бурятских исторических летописях об этом описано очень достоверно. В 1712 году в Бурятию прибыло 100 монгольских и 50 тибетских лам. При их распределении в Зандин пришли два тибетца: эмшэ гэсэл лама и урэмшэ гэсэл лама. Уже в 1732 году в улусе работали два деревянных дацана: в самом улусе (сегодня на его месте находится субурган) и в полутора верстах в местности Зандин Хабсагай. В 1750 году их объединили и построили новый дацан на берегу речки Сулхара, а в 1786 году дацан перенесли на приток Тугнуя, речку Галгатай (современный Галтай).
В 1917 году в Тугнуйской степи функционировало 107 улусов в 15—40 дворов. Причиной небольшого количества домовладельцев в местах жительства бурят являлась обеспеченность пастбищами и угодьями для содержания скотоводства, основного хозяйства бурятского населения.
— Но столыпинская реформа по уравнению земельных наделов бурятских скотоводов с крестьянами-землепашцами поставила бурятское население на грань голодной жизни. И плюс к этому политика царизма по переселению безземельных крестьян с центральных областей России на бурятские земли усугубила непростую ситуацию, — считает ученый.
Две революции, интервенция, семеновщина, чехарда смены власти окончательно запутали земельные проблемы. Буряты были вынуждены покидать родные места и искать убежища в Монголии. Уходили семьями и кланами. Коллективизация вызвала новый уход людей за рубеж, пока не закрыли границу в 1931 году. Число бурятских улусов сократилось на две трети. Строительство военного аэродрома в Тугнуйской степи в годы войны, поднятие целинных земель в 50‑е годы XX века, укрупнение сел довели их число до 10. Еще в 30‑е годы XIX века крестьяне деревни Шаралдай начали самовольно заселяться в Зандин Кундуе.
Его жители ушли в место современного расположения Зандина. Лишь один старик не захотел оставить родное кочевье и до самой смерти жил один в своей избушке в соседстве с русскими. Звали его Xуhота, а новые жители так и назвали село на русский лад — Кугота. Затем в Зандин переселились буряты улусов Поржоотон, Зандин Хабсагай, Зандин Гархай и другие.
— В 1917 году, когда русские крестьяне заселились в Гашее, были вынуждены выехать сюда и буряты улусов Хара Шугы и Байсын Убэр, часть жителей улусов Тоором, Хара Усан, — приводит данные архивов Владимир Будаевич.
В предвоенные годы жители улусов Барай Адаг и Ундэр Добо переехали в улус Тугэнын Хаяа, который, в свою очередь, объединился с Зандином всего 40—45 лет назад. Кстати, в свое время улус Ундэр Добо являлся центром Барун-Харганатской родовой управы. Во времена Хоринской степной думы (1822—1904 гг.) функционировало Гархай-Зандинское родовое управление Барун-Харганатской родовой управы.
В 30‑е годы прошлого века в Зандине располагался Зандинский сельсовет, в составе которого находились все вышеназванные улусы и улусы Уляангирта Булак и Сухын Булак. Был создан колхоз «Комсомол», поставлявший фронту быстроногих орловских рысаков. В то время в улусе были открыты начальная школа, изба-читальня, клуб, детсад, пункт ликбеза. Улус жил полнокровной жизнью.
— Он захирел, являясь отделением совхоза «Цолгинский». Самые лучшие специалисты назначались на другие места, выезжали из Зандина. Машины и механизмы отделения передавались другим, разрешено пользоваться его покосами по Тугную и Сулхаре и пашней, в сущности, люди остались без работы и заработков, — с горечью вспоминает Владимир Будаевич. — закрылись школа, клуб и иные учреждения.
В эти дни молодое поколение зандинцев собирается совершить молебен на святых горах родного улуса, поклониться праху предков, вспомнить и почтить память прославленных земляков родного очага на обоо Дамдин Шойжил.
— Президент и правительство республики решили оказать всемерную поддержку исчезающим селам и улусам, не дать им погибнуть. Ответственным за это решение назначен Б. Г. Бальжиров. Почему бы жителям Зандина не воспользоваться помощью властных структур? — заключает Владимир Будаевич.
На фото из архива Национального музея Бурятии: Появившиеся в годы советской власти первые трактора распахали лучшие тугнуйские пастбища.
Общество
6397