Радна Сахалтуев:«Я хоть и блудный сын, но в душе всегда остаюсь бурятом»
Создатель капитана Врунгеля проиллюстрировал бурятскую сказку . В конце мая в Киеве представили книгу бурятских народных сказок «Алтан-хайша — золотые ножницы». Книга была издана обществом бурятской культуры на Украине, а иллюстрации к сказкам выполнил Радна Сахалтуев, народный художник Украины, один из лучших мировых художников‑мультипликаторов
Это стало прекрасным поводом позвонить Радне Филипповичу в Киев накануне 50‑летия его творческой деятельности.
Радна Филиппович, вы раньше иллюстрировали бурятские сказки?
— Хотя я считаю себя бурятом, мне впервые довелось иллюстрировать бурятские сказки. Пришлось покопаться в этнографическом материале и в своих детских воспоминаниях. Кроме того, в этих черно-белых иллюстрациях присутствует элемент импровизации. Я выполнил шесть или семь больших иллюстраций и около десятка небольших и получил большое удовольствие от этой работы.
Кому пришла идея издать бурятские сказки на Украине?
— Эта идея принадлежит Бата Цырендоржиеву, бизнесмену, активисту нашего землячества.
Расскажите, пожалуйста, о себе.
— Я родился в Улан-Удэ в 1935 году. Мама моя преподавала в школе русский язык и литературу, а папа был директором зоотехнической станции «ИРО». Он был репрессирован в 1937 году по знаменитой 38‑й статье, и поэтому я его не помню. Воспитывался я в семье деда. Мой дед, Андрей Тимофеевич Трубачеев, врач, первый министр здравоохранения республики, был достаточно известным человеком в республике. Его именем, как я знаю, названа одна из улиц Улан-Удэ.
Учился я в школе №1 и никакими особенными талантами не отличался, разве что ходил в Дом пионеров, в кружок рисования. В 1953 году я уехал в Москву поступать в МГУ, тогда это было модно. Но туда не поступил, а поступил в Московское художественно-педагогическое училище и два года проучился там. Теперь это училище уже не существует. А в 1955 году, по наущению своей тетки, поступил во ВГИК.
Как вам это удалось?
— Конечно, если бы я поступал сейчас, то у меня не было бы шансов, но тогда была политика принимать представителей союзных и автономных республик. Вот у нас на курсе из 16 человек учились: латыш, эстонка, киргиз, китаец, два армянина, еврей, я и лишь четверо русских. И так было во всем ВГИКе.
Учился я на художника-мультипликатора, художника рисованного фильма у известных мастеров своего дела, основателей советской мультипликации Ивана Иванова-Вано и Анатолия Сазонова. Тем, кто занимается мультипликацией, эти фамилии скажут многое. В 1961 году, после окончания ВГИКа, по направлению Министерства культуры попал в Киев.
Вам понравилось в Киеве?
— Конечно, вначале было нелегко, но потом все наладилось. Сначала работал ассистентом художника-постановщика, а потом сам стал художником-постановщиком.
Вы работали над популярным мультфильмом «Приключения капитана Врунгеля». Расскажите об этой работе подробнее.
— В 1978 году мой режиссер Давид Черкасский задумал по заказу Гостелерадио СССР снять мультсериал по произведению Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» и пригласил меня. Я называю Черкасского «своим» режиссером потому, что все время работал практически только у него. «Врунгель» стал одним из первых мультсериалов в Советском Союзе.
«Приключения капитана Врунгеля» стали вашей самой главной работой?
— Не сказал бы, что самой важной, но что самой известной, это точно. Для меня даже немножко удивительно, что его до сих пор смотрят. Я, как ни странно, мультипликацию не очень люблю и никогда ее не смотрю. Мне нравится само производство.
На киностудии Довженко работал наш земляк Александр Итыгилов, и вы, наверное, его хорошо знали. Как складывались ваши отношения?
— Мы с Сашей были хорошими приятелями, но не близкими друзьями, все-таки сказывалась разница в возрасте. К нему у нас на киностудии очень хорошо относились, он был звездой украинского кино. Саша был потрясающим оператором.
В Киеве живут буряты или выходцы из Бурятии? Может быть, проводятся землячества?
— У нас есть бурятское представительство, которое объединяет примерно 25 человек, выходцев из Бурятии. Примерно половина из них — буряты. Возглавляет наше землячество бывший военный Константин Халтагаров. Иногда проводятся и землячества.
У вас большая семья?
— Я был два раза женат. Моя первая жена — стопроцентная украинка. От первого брака у меня сын и дочь, а от второго — сын. Сыновья пошли по моим стопам: один работает на телевидении, а второй — в мультипликации.
Вы собирались приехать в Бурятию, но так и не приехали. Почему?
— Я мечтал приехать, но прошлой осенью пережил тяжелый инфаркт. И теперь не могу дойти даже до мастерской и работаю дома. Пока о моей поездке на родину не может быть и речи. Хотя с возрастом я стал скучать по ней. Мне хотелось бы поклониться могилам деда и матери. Я хоть и блудный сын своего народа, но в душе всегда остаюсь бурятом.
Андрей Мухраев.
Досуг
6847