Политика
2981

Эти лукавые цифры

Еще на заре перестройки с легкой руки известного публициста Василия Селюнина в обиход была введена фраза о «лукавой цифре», которой частенько потчуют народ власти. Вот и содержание, а главное, тон доклада руководителя экономического ведомства заставили многих вспомнить, что иногда за лесом цифр можно не увидеть дороги

Процедура – не дура

Увы, на состоявшихся парламентских слушаниях правительство в очередной раз подставилось. Начнем с того, что от доклада министра экономики РБ Татьяны Думновой многие участники ждали большего. Но вместо анализа трехгодичной работы правительства по реализации программы социально-экономического развития прозвучало нечто, напомнившее пафосные отчеты ведомств советских времен.

Не получили участники слушаний и ответа на вопрос, почему при столь радужной картине последних лет мы по-прежнему топчемся в конце списка российских регионов по целому ряду важнейших экономических показателей. Да и обещанного сокращения разрыва между среднероссийским уровнем жизни и соответствующим региональным индикатором так пока и не произошло.

Стакан наполовину полон или наполовину пуст?

Председатель Комитета НХ по экономической политике Вячеслав Ирильдеев в целом выразил одобрение действиям правительства по исполнению программы СЭР. Но при этом продемонстрировал присутствующим несколько десятков слайдов, иллюстрирующих сегодняшнее положение Бурятии на фоне других сибирских регионов. И эти диаграммы сказали во сто крат больше, чем озвучил сам Вячеслав Ирильдеев.

Судите сами: по многим важнейшим экономическим показателям Бурятия по итогам 2010 года уверенно занимает 8, 9, 10-е места среди дюжины регионов СФО. Так, по так называемому коэффициенту уровня жизни республика находится сейчас на 10-й позиции, по среднемесячной заработной плате – на 8-й, по реальным денежным доходам населения со 2-го места по итогам 2009 года мы скатились на 8-е. Несмотря на некоторое увеличение объема валового регионального продукта (ВРП), республика за последние годы так и не смогла повысить свою долю в общем валовом продукте СФО, которая так и колеблется в пределах трех с половиной процентов. Для сравнения: доля Забайкальского края за последнее время возросла почти до пяти процентов и динамично растет.

Без сравнения с соседними регионами никак не обойтись. И здесь бросается в глаза полное фиаско, которое терпит Бурятия с развитием агропромышленного комплекса. Несмотря на все инициативы главы республики и многочисленные программы развития АПК, отрасль в последние годы то ли регрессирует, то ли, в лучшем случае, стагнирует.

И 9-е место по СФО здесь мало о чем говорит. Кстати, те же забайкальцы с 6-го места в 2007 году вышли на 1-е по итогам 2010 года по такому показателю, как производство животноводческой продукции…

Фактически поддержал коллегу и председатель Комитета НХ по социальной политике Александр Стопичев. В частности, он поинтересовался, почему такой индикатор, как смертность населения в трудоспособном возрасте в Бурятии, по прогнозам на 2011 год, должна составить 810 человек на сто тысяч населения, в то время как в 2010 году этот показатель равнялся 775 случаям. К слову, аналогичный российский показатель на текущий год определен в пределах 639 случаев. Получается, удивлялся депутат, мы планируем увеличение смертности? Тогда о каких достижениях здравоохранения вообще можно говорить?

Не во всем виноват кризис

О выводах экспертизы проекта закона об исполнении программы СЭР рассказала доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории ВСГТУ Ольга Осодоева. Они показывают, что корректировка и ревизия отдельных положений программы СЭР стали обычным делом. Можно привести лишь один пример. Если в первой редакции программы, утвержденной в декабре 2007 года, доходы консолидированного бюджета к 2017 году были определены в размере 70 млрд. рублей, то в последней редакции эта цифра «усохла» до 55 млрд. Вдобавок данные, которыми оперирует правительство, серьезно расходятся с данными Росстата, что тоже не добавляет доверия отчету.

По итогам парламентских слушаний были разработаны рекомендации. Если говорить об их сути, то участники слушаний обратили внимание на то, что регулярная корректировка параметров программы СЭР не может быть объяснена только влиянием мирового экономического кризиса. Изменения в документ за последние три года вносились четырнадцать раз. Поэтому в соответствующий республиканский закон о государственном прогнозировании будут внесены поправки, которые уточнят и ужесточат процедуру по корректировке значений индикаторов программ СЭР.

На правах рекламы.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях