Выступая на открытии Петербургского международного экономического форума, глава государства определил основные задачи по развитию страны на ближайшие 6 лет и более дальнюю перспективу. Надо жестко карать коррупционеров, модернизировать суды, избавляться от невежд по власти
В начале выступления Медведев кратко обрисовал успехи, которые Россия достигла за последние 20 лет. По его словам, после коллапса Советского Союза и его плановой экономики наша страна совершила огромный прогресс в развитии.
- Доля частного сектора на тот период была близка к нулю, сейчас же он составляет более 60 процентов, отметил президент. - Государственный долг, я напомню эти цифры, в тот период превышал годовой объём валового внутреннего продукта, а теперь уменьшился практически до 10 процентов ВВП. Гиперинфляция, которая тогда бушевала в невиданных до этого темпах, сменилась вполне умеренными темпами роста цен, удвоилось реальное потребление российских семей.
В стране с нуля создана новая налоговая система. Это привело к определенным успехам в экономической и социальной сферах.
- Только за последние месяцы стартовали проекты по приоритетным направлениям на сотни миллионов долларов, -сказал Медведев. - В Россию в качестве стратегических инвесторов пришли практически все крупнейшие фармацевтические и энергетические компании. За три года удвоилось число российских семей, которые имеют доступ к широкополосному интернету, состоялись успешные IPO российских интернет-компаний, сегодня их суммарная капитализация измеряется десятками миллиардов долларов.
Также принято решение о снижении максимальной ставки обязательных страховых взносов со следующего года с 34 до 30 процентов, а для малого бизнеса в производственной и социальной сфере – до 20 процентов.
Медведев также сказал, что нужно отказываться от системы так называемого государственного капитализма, которая сформировалась в последнее десятилетие.
- Важно было стабилизировать ситуацию после хаоса 90-х годов и навести просто элементарный порядок. Однако теперь потенциал этого пути исчерпан, эффективность – впрочем, достаточно условная – такой экономической модели очень сильно зависит от конъюнктуры и часто ведёт к непродуманным, судорожным шагам, решающим лишь одну задачу: сохранить то, что существует, и почти всегда вне зависимости от эффективности подобного наследства. Государству всё еще принадлежит большая часть экономических активов: от предприятий до земельных ресурсов, – но и на все остальные активы продолжает оказывать определяющее воздействие избыточная система регулирования государства в подконтрольных ему сферах, прежде всего в естественных монополиях.
ШЕСТЬ ШАГОВ МЕДВЕДЕВА
По словам Медведева, существующая стабильность может означать новый застой. Медведев назвал конкретные шаги по модернизации России:
"Я в этом контексте считаю, что сегодня целесообразна реализация ряда новых шагов. Каких?
Первое. Государству не нужны столь большие объёмы собственности, Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов, безусловно, необходима. Но эти планы слишком скромны. Считаю обоснованным отказ от контрольных, а в ряде случаев и от блокирующих пакетов акций во многих крупных компаниях, которые сегодня находятся в государственной собственности.
Более осторожный подход, конечно, потребуется в отношении инфраструктурных монополий и предприятий, которые необходимы для обеспечения военной безопасности государства. Правительство должно в срок до 1 августа скорректировать график приватизации для решения этой задачи. Я уверен, что мы сможем провести приватизацию по прозрачным современным правилам, с тем чтобы привлечь эффективных частных инвесторов и собрать значительные средства для российского бюджета.
Второе. Федеративный характер нашего государства должен быть мотором развития нашей огромной и многообразной страны и работать на наше конкурентное преимущество. В современном мире невозможно управлять страной из одной точки, тем более когда речь идёт о такой стране, как Россия. Скажу больше: если всё начинает работать или движется по сигналу из Кремля, а это мы проходили, я сам знаю это на собственном опыте, значит, система нежизнеспособна, её нужно подстраивать под конкретного человека. Это плохо, это означает, что систему нужно менять. В ближайшее время я создам специальную рабочую группу высокого уровня, которая подготовит предложения по децентрализации полномочий между уровнями власти, прежде всего в пользу муниципального уровня, включая вопросы соответствующей корректировки национальной налоговой системы и принципов межбюджетных отношений. Убеждён, что такие решения будут в большей мере отвечать и потребностям перспективной структуры российской экономики.
Третье. Требуются дополнительные шаги по повышению качества работы нашей судебной власти. В этой сфере немало проблем, о них много пишут. Мы сами их отлично знаем – и не только знаем, но и способны с ними разбираться самостоятельно, без внешней помощи. И я уверен, что, прежде всего. это сделает само судейское сообщество.
Сегодня многие предлагают, я периодически получаю такие обращения, создать отдельный суд, фактически отдельную судебную систему для иностранных инвесторов. Я не считаю это правильным. Беспристрастный, справедливый, эффективный суд нужен всем: гражданам нашей страны, любой организации, каждому человеку. Именно так мы и будем решать эту задачу. При этом будем стимулировать специализацию судей в арбитражном суде, развивать третейский суд и медиацию, существенно повышать квалификацию судей. Считаю, что в судейский корпус должны прийти новые люди, имеющие опыт в различных правовых специализациях. Чтобы сделать этот процесс более значимым, мы примем в ближайшее время необходимые решения.
Также поручу оперативно проработать дополнения к механизму конкурсного отбора судей и их привлечения к дисциплинарной ответственности. В настоящее время эти функции соединены в квалификационных коллегиях соответствующего уровня. Считаю более сбалансированным разделение таких функций между квалификационными коллегиями и региональными дисциплинарными судебными присутствиями. Это вопрос специальный, но важный.
Четвёртое. Слова о том, что коррупция душит Россию, звучат постоянно; ответ очевиден и должен быть, как говорится, симметричным: удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо. В этом солидарно всё российское общество без исключения. Но коррупционные нарушения очень трудно выявлять, существующий порядок уголовного преследования коррупционеров весьма сложен и медлителен, его следует сохранить хотя бы для того, чтобы чёткие гарантии были на случай необоснованных обвинений, которых, к сожалению, тоже происходит немало. В то же время государственные органы нужно очищать от коррупционеров быстрее и решительнее, для этого следует расширить основания для увольнения с госслужбы лиц, подозреваемых в коррупции. В частности, основанием для увольнения могут служить данные, полученные в результате оперативно-разыскных мероприятий, даже если они оформлены таким образом, что не могут быть использованы для уголовного преследования. Это, по сути, увольнение в связи с утратой доверия как основанием прекращения служебных отношений. При этом, разумеется, необходимо сохранить судебный порядок обжалования таких увольнений.
Считаю возможным подумать и о введении полной имущественной ответственности государственных должностных лиц перед казной, которая до того возместила убытки частного лица, вызванные незаконными действиями или бездействием таких чиновников. В целом нужно выдавливать всех, кто плюёт на закон, на порядок и на своих добросовестных и честных коллег, а таких людей очень много, к сожалению: они есть и в правоохранительной системе. В частности, я говорю о тех следователях, которые превращают необоснованное возбуждение и расследование уголовных дел в инструмент рейдерства и, по сути, в бизнес. Надо использовать институт обязательной прокурорской проверки по возбуждённым и прекращённым без направления в суд уголовным делам. При выявлении признаков злоупотребления прокурор будет привлекать следователя к ответственности, вплоть до уголовной. Соответствующие поправки в законодательство я внесу в парламент в ближайшее время.
Пятое. Нам необходимы не только красивые планы, но и значимый прогресс в формировании финансового центра в Москве. Для этого многие важные изменения в законодательство будут внесены уже в этом году. Московское правительство в эти же сроки сформирует пакет основных программ, которые должны изменить жизнь в городе. По ряду других вопросов, например по отмене многих ограничений размещения и обращения российских ценных бумаг за рубежом, мы также примем решение в ближайшее время.
И последнее. Мы добиваемся безвизового режима с Евросоюзом, с другими странами, но многое здесь зависит от наших партнёров. Однако мы готовы демонстрировать не только добрую волю решить этот вопрос, но и вполне конкретные шаги. Поэтому мы откроем возможность получения долгосрочных виз для всех инвесторов и предпринимателей, которые имеют существенный бизнес в России, включая, конечно, и тех, кто участвует в проектах инновационного центра «Сколково» и международного финансового центра в Москве.
Наконец, чтобы улучшить развитие московского мегаполиса, для целей финансового центра и просто облегчить жизнь огромному количеству людей может быть также рассмотрен вопрос о расширении границ Москвы. То есть о создании столичного федерального округа, выходящего за традиционные границы Москвы, причём с переносом за эти границы значительной доли административных функций федерального уровня и, соответственно, государственных учреждений".
Некоторые эксперты заметили, что Медведев говорил о сроках развития до 2018 года и далее. Это может означать, что он все же будет баллотироваться на второй президентский срок. Хотя во время выступления глава государства не один раз подчеркнул, что новая система должна работать независимо от того, кто руководит страной.
Фото пресс-службы Кремля
Политика
2320