В июле впервые в Улан-Удэ появятся айны — малая народность Японии. Они представят свои песни на фестивале «Голос кочевников. Айны живут на острове Хоккайдо, а в России они населяли низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В 1897 году в переписи на Сахалине 1446 человек указали своим родным языком айнский
После окончания Второй мировой войны большинство населения Сахалина и Курил выселили. Вместе с японцами выселили и айнов.
«Запрещается опубликовывать в открытой печати какие-либо сведения о народности айны в СССР» — гласило секретное предписание уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати К. Омельченко начальникам отделов Главлита СССР.
Запрет просуществовал недолго, уже в начале 1970-х возобновились публикации айнского фольклора. Но в настоящее время айнов в России уже почти не осталось.
Загадочный инструмент
Зрителям фестиваля представят один из самых загадочных инструментов в мире. Этот длинный плоский инструмент, издающий загадочные звуки (обертона), не похож ни на что. Его тонкий плоский корпус позволяет звуку сильно отображаться. Ограничение тонов требует от музыканта полагаться на ритм.
Играть на нем для улан-удэнцев будет Оки Кано — самый виртуозный музыкант, играющий на этом инструменте во всем мире.
Оки — типичный представитель своего ассимилированного поколения: мать — японка, отец — айн. Дело в том, что японцы, завоевывая северные острова, коренное население айнов называли эбису, что означает «варвар» и «дикарь». То же самое означал иероглиф айн.
«Когда наши возвышенные предки спустились на корабле с неба, на этом острове (Хонсю) они застали несколько диких народов, среди них самыми дикими были айны», — писал японский хронист в 712 году.
Такое отношение к ним вынуждало айнов скрывать своё происхождение. Это было затруднительно: внешне айны резко отличаются от соседних народов: светлокожие, с густой растительностью на лице. Японцы дали им презрительное прозвище «волосатые айны». Длинные борода и усы резко выделяли айнов среди японцев. Они поручали айнам самую грязную и тяжелую работу, сродни индийской касте «неприкасаемых». Пришедшие с юга японцы постепенно ассимилировали и вытесняли айнов на север архипелага — на Хоккайдо и Южные Курилы. В 1920 году их насчитывалось около 17 тысяч, из которых большая часть жила на Хоккайдо. В результате к 1996 году полностью владевших айнским языком было не более 15 человек. Тем примечательнее судьба Оки Кано, посвятившего жизнь искусству вымирающего народа.
Знакомство с инструментом
До 1992 года Оки Кано вел типичную творческую жизнь. После окончания учебы в Токийском университете живописи и музыки в 1987 году он уехал в Нью-Йорк, где работал в киностудии художником по спецэффектам. В 1992 году Оки вернулся в Японию и впервые увидел традиционный смычковый инструмент своих предков. Тонкори настолько поразил музыканта, что он переехал на Хоккайдо, где научился играть на инструменте и даже изготавливать его. Затем он начал комбинировать народную музыку айнов с регги, африканским стилем, электронной музыкой. Неожиданно такой синтез принес Оки признательность не только в Японии, но и во всем мире.
Участвуя в составе рабочей группы ООН по малочисленным народам (WGIP), Оки начал сотрудничать с такими же самобытными музыкантами во всем мире: известным индейским музыкантом Карлосом Накай, австралийской группой Waak Waak Jungi, тайваньским певцом (певицей), автором песен Pau-Dull (Chien-Nien). Многие из этих исполнителей были включены в его новый альбом «Земля, которая никому не принадлежит», выпущенный в 2002 году. В 2004 году Оки объездил США с туром, а также принял участие в фестивале WOMAD в Австралии со своей группой OKI and The Far East Band.
— В 2005 году группа произвела фурор, была «сенсацией» на фестивале WOMAD в Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. В Лондоне группа дала интервью в прямом эфире на студии Би-би-си, — рассказывает директор фестиваля Наталья Уланова.
Оки записал альбом «Оки и Кила» совместно с ирландской группой «Кила». Альбом получил восторженные отзывы (play-list Roots, top-list Songlines). В 2006 году треки группы были включены в сборник лучших произведений мировой музыки «Звуки мира» и в сборник «Самое лучшее в мировой музыке» (Nascente).
Оки стал продюсером компакт-дисков исполнительницы айнских песен Умеко Андо. Эта уникальная женщина была настоящим проводником культуры айнов. Ее дебютный альбом Ihunke был признан многими музыкальными изданиями лучшим альбомом года в Японии. В 2004 году Умеко Андо умерла от рака.
Признание властей
Только в 2008 году парламент Японии принял резолюцию, призывающую правительство признать айнов в качестве коренных жителей и принять всесторонние меры по улучшению их положения в стране. После резолюции главный секретарь кабинета министров Нобутака Матимура опубликовал заявление, признав айнов как «коренных жителей, которые имеют свой язык и обладают религиозной и культурной самобытностью», взяв на себя обязательства работать в области «продвижения текущей политики в отношении айнов и предпринять всесторонние меры».
«Правительство серьёзно отнесётся к историческому факту, что в ходе модернизации нашей страны ко многим айнам относились предвзято… и многие были вынуждены жить в нищете», — говорится в заявлении властей.
Между тем известный российский политолог и журналист П. Алексеев предложил решить с помощью айнов проблему Курильских островов. Для этого нужно разрешить айнам вернуться на земли предков — в Приамурье, на Камчатку, Сахалин и все Курилы.
Досуг
3708