23 июня президент Бурятии Вячеслав Наговицын впервые выступил перед депутатами Народного Хурала с отчетом о результатах деятельности правительства РБ в 2010 году. В течении получасового доклада глава республики подробно рассказал о достижениях правительства в экономической и социальных сферах
После чего последовали вопросы депутатов, которые продолжались порядка сорока минут. Впрочем, критики в адрес правительства никто не высказал.
Напомним, что в прошлом году Госдума одобрила законопроект, обязывающий губернаторов ежегодно отчитываться перед региональными парламентами. Это произошло после того, как президент России Дмитрий Медведев в послании Федеральному собранию заявил о необходимости включить в уставы и конституции субъектов федерации статьи об отчете руководителей исполнительной власти. До этого момента Вячеслав Наговицын ограничивался лишь ежегодными посланиями к региональному парламенту.
ИА «Байкал Медиа Консалтинг» публикует наиболее интересные вопросы, которые были заданы Вячеславу Наговицыну.
Депутат Найдан Чимбеев: – Бурятию захлестнула волна лесных пожаров. Коммунисты ставили вопрос создания в Бурятии Министерства лесного хозяйства по примеру других регионов. Есть ли понимание о необходимости системного решения лесного вопроса и что делается в этом направлении?
- У нас не такая большая республика, чтобы увлекаться этим, поскольку любое министерство требует увеличения финансирования. Мы провели определенную реорганизацию, сегодня из министерства природных ресурсов выведен весь блок, касающийся леса, создано полнокровное Агентство, которое выполняет как федеральные полномочия, переданные республике, так и полномочия республики. Мы в одном агентстве замкнули все вопросы, связанные с охраной лесов, лесопользованием и лесовосстановлением. Эти полномочия не разобщены как было ранее. Понятно, что там зарплата пониже, чем в министерстве. Поэтому, если создавать министерство, потребуются дополнительные финансовые расходы. Я считаю, что пока это делать рано.
Депутат Юрий Тармаев: – В Бурятии рост тарифов на ЖКХ превышает инфляцию и уровень доходов населения. Считаете ли вы такое повышение достаточно обоснованным, и какие меры принимаются по недопущению подобного роста регулируемых тарифов?
- Превышение роста тарифов над инфляцией, безусловно, существует. Поэтому правительство РФ было вынуждено принимать меры по ограничению этого роста. Но это не рыночная мера, когда постановлением правительства суммарный рост тарифов ограничен десятью процентами. Сегодня наш регулятор при расчете тарифов все равно считает столько, сколько это стоит и фактически относит ту разницу на оплату будущих периодов. То есть, по сути, это отсроченный платеж. Пока мы не знаем, что с ним будет. Но вы понимаете, что тариф складывается не только из зарплаты работников ЖКХ. Это и электроэнергия, стоимость воды, угля, комплектующих и так далее. Не учитывать этого нельзя, иначе это приведет к банкротству предприятий. Какое то время они смогут продержаться на плаву с фиксированным низким тарифом, но потом закроются с самыми плачевными результатами. Поэтому сегодня регулирующие механизмы работают, они ограничены постановлением правительства, которые мы не превышаем.
Депутат Федор Трифонов: - Как вы оцениваете работу правительства в отношении освоения средств на строительстве дороги Улан-Удэ – Баргузин?
- На сегодня мы осваиваем средства в полном объеме, другое дело, что их не хватает, нужно гораздо больше. Я видел как-то публикацию, не знаю кто ее инициировал, там не очень грамотный человек говорил, что эту дорогу можно построить за три года. Я тоже так считаю, но кто бы деньги дал. Дорога Улан-Удэ – Курумкан – Новый Уоян стоит 65 миллиардов рублей. Она должна пройти еще 65 километров по полностью безлюдному месту, где отсутствует дорога, со строительством огромного количества мостов, бывший БАМовский зимник если кто знает. Поэтому мы строим по мере выделения денег. На этот год в общей сложности на строительство дорог у нас выделено 400 миллионов рублей. Что это для дорожников? Капля в море, они освоят их за два месяца. Поэтому все деньги осваиваем, другое дело, что их не хватает. Строить, похоже, будем долго. В прошлом году не освоили на Баргузинском мосту, потому что потребовалось изменение ПСД, наткнулись на болото. Там деньги не пропали никуда, они просто перешли на этот год.
Депутат Сергей Мезенин: - Известны факты, что как только принимается решение о выделении 300 кубов леса и бесплатного земельного участка, человека снимают с очереди на получение жилья. Но многие, обзвонив лесхозы, нигде не могут получить этот лес. Может стоить закрепить муниципальное образование за каким-то конкретным лесхозом? Это очень острая проблема, люди и с очереди сняты и не могут получить эти 300 кубов.
- По 300 кубам есть несколько факторов, как я сказал в своем выступлении, которые мешают решить эту проблему. Очень много случаев, когда человек отказывается от предложенных участков, потому что на одном растет 80% деловой древесины, на другом 40%. И он правильно отказывается, потому что ему нужна фактическая кубатура. Поэтому мною дано поручение о подготовке изменений в закон, и вы будете рассматривать его – о выделении 300 кубометров именно деловой древесины хвойного дерева независимо от размера участка. Тогда все люди будут поставлены в абсолютно равные условия. Что касается разных расстояний до участков, опять противоречие. Я уже сказал с своем выступлении, что мы должны договорится, например, расстояние до 100 километров человек должен брать на себя, а свыше этого – оплачивать республика. Тогда мы поставим всех в равные условия. И должен быть случайный выбор этого участка, чтобы не было коррупциогенного фактора. Человек пришел, вытянул билет, участок номер такой-то. Тогда у нас закон заработает лучше.
Депутат Иван Калашников: - Я хотел вернуться к вопросу о лесных пожарах. Думаю, суть здесь не в реорганизации ведомства, а в другом. Мы знаем, что сегодня полгорода - это фактически индивидуальные строения. И ни в республике, ни в городе нет структуры, которая обеспечивала бы их твердым топливом. На этом возник шикарный бизнес – люди в пригороде поджигают лес, потом по упрощенной форме оформляют его, а в городе на каждом углу стоят машины и продают его. Вот первопричина того, что вокруг города полыхают пожары. Есть ли у правительства намерения как-то решить вопрос с обеспечением населения твердым топливом? Второе – в городе много сделано для решения транспортных проблем, тем не менее, они остаются. Правильно ли на ваш взгляд город Улан-Удэ решает эти проблемы, на те ли точки направляются средства? Например, из-за роста интенсивности железнодорожных перевозок на горьковском переезде по вечерам стало очень проблематично.
- На сегодня город достаточно интенсивно ведет работу по изучению этих проблем, подключен институт. Мы неоднократно собирались, чтобы выявить эти проблемные точки, по каждой из них есть техническое решение. В основном эти вопросы будут разруливаться за счет изменений схем движения, за счет установки дополнительных светофоров. Ну и самое дорогое – это строительство развязок. У нас сейчас планируются две развязки – выезд из центра на проспект 50-летия Октября – это самое узкое место, и придется под путями делать расширение. Сейчас мы приступили к проектированию, есть соглашение, подписанное с РЖД. В нем прописан как раз и горьковский переезд. Там проблема в деньгах в основном, потому что мы все сразу сделать не можем. Одни светофоры в городе с развязкой с изменением схемы движения требуют 68 миллионов. Мы будем двигаться именно в этом порядке – сначала поставим светофоры, мы уже начали это делать, потом развязки. Поэтому я дал поручение проработать с РЖД вопрос об увеличении количество полос на горьковском переезде, чтобы за короткий промежуток все машины успевали проходить. Это будет временным решением.
По топливу. Мы также думаем, что одна из причин, их конечно больше, почему поджигают, это легкая заготовка древесины. У нас была очень низкая ставка за вырубку такого леса. Мы ее сейчас отменили. Теперь частники не смогут вырубать этот лес, а санитарные рубки будут проводиться силами лесхозов. Что касается заготовки дров, да, я помню, раньше были гортопы, сейчас все отдали частникам. Наверное, надо думать над этим вопросом, согласен с вами.
Депутат Игорь Бобков: - Ожидаются ли у нас оптимистические перемены в решении вопроса с дорогой электроэнергией?
- Я говорил, что мы сделали первый шаг – нас включили в перечень субъектов, которые не являются участниками свободного рынка. Для нас и еще шести субъектов тариф остается регулируемым. Мы сегодня покупаем электроэнергию на рынке по 56 копеек, хотя она стоит 110 копеек. Но плохо то, что это постановление принято на один год. Сейчас мы решаем вопрос о его пролонгации, чтобы оно действовало для нас хотя бы несколько лет, пока остальные аномальные субъекты с низкой электроэнергией поднялись. Говорить о том, что у нас будет аномально низкая стоимость электроэнергии как в Иркутской области не приходится, потому что государство делает все, чтобы субъекты, где стоимость аномально низкая – Хакасия, Красноярский край, Иркутская область – чтобы поднять у них. Низкая она у них только за счет того, что они обнулили сетевую составляющую – все затраты с обслуживанием сетей они перебросили на плечи производителей алюминия. Сейчас решается вопрос, чтобы сделать «низкие» сети, которые обслуживает МРСК «Сибири», единой сетевой компанией. Таким образом, у всех нас выровняется сетевая составляющая. В этом случае мы только будем конкурировать по цене покупки электроэнергии на ФОРЭМе. То есть, цена будет одинаковой. Для нас это тоже решение, это позволит создать равные конкурентные условия для всех производителей. Настаивать на том, чтобы у нас было ниже, чем у всех - бессмысленно, на это никто не пойдет. А вот добиваться того, чтобы у нас было как у всех, это правильное решение. Мы двигаемся в этом направлении.
Депутат Вячеслав Мархаев: - Избиратели задают нам вопрос, как можно к вам попасть. Самостоятельно это бывает крайне тяжело. Вы закрыты для простого населения, а те встречи, которые происходят, там специальные аудитории в основном из категории муниципалов и работников бюджетной сферы. Второе – аукцион по продаже девяти нефритовых месторождений республики. Стоимость выкупленных лотов составила более 56 миллиардов рублей, однако несмотря на эти колоссальные доходы федеральный центр продолжает снижать уровень финансовой поддержки региона. Что сделано вами для защиты интересов Бурятии в этом вопросе, как используется рента от эксплуатации природных богатств республики в интересах ее жителей?
- Вы знаете, что мы по федеральному законодательству от ренты сейчас ничего не получаем. Все сосредоточено в федеральном центре. Теперь мы только участвуем как субъект защиты своих интересов при защите геологоразведочных работ. Я в докладе сказал, что мы в 2010 году по сравнению с 2009-м увеличили объем этих работ на 40%. Что касается продажи, то вы знаете, что она фиктивная, никто не получил с этого денег. Сделали это только для того, чтобы никого не пустить. Мы догадываемся, что это сделала одна из наших же фирм, которая активно работает в Бурятии. Для нее комфортно, когда нет конкуренции, поэтому они воспользовались прорехами в законодательстве и завалили этот конкурс.
По моей доступности. Не знаю, я посмотрю, конечно, в чем проблема, но я каждый второй понедельник принимаю по 20-25 человек простых людей, их никто не отбирает. В районах я хожу по школам, детским садам, встречаюсь с коллективами, собираю обычных селян, встречаюсь очень много. Как можно считать, что это подобранные люди? Я готов еще что-то делать, может быть приемы по личным вопросам на селе. Подскажите, где там проблемы, я обязательно это учту.
Депутат Андреян Зыбынов: - В этом году завершается действие РПЦ «Столица». Мы ставили вопрос о необходимости разработки этой программы на очередной период. Может быть, вы примите соответствующее решение. Пока мы от Минэкономики ответа на этот вопрос получить не можем.
- Я, конечно, поддерживаю, мы понимаем, что город является визитной карточкой всей республики. Это те ворота, через которые будут прибывать туристы. Мы с мэром переговорили и договорились с ним. Всегда нужна общая мобилизация и республиканских, и городских органов власти. Нужна какая-то цель. Потому что без цели денег никогда не найдется. Мы договорились, что приступаем к подготовке программы подготовки к 350-летию города Улан-Удэ. Если бы не было этой даты, мы бы придумали что-нибудь другое, поверьте.
Депутат Степан Калмыков: - В последние годы руководство страны уделяет большое внимание развитию физкультуры и спорта. В республике последе время проводится достаточно много массовых спортивных мероприятий. Не кажется ли вам, что чтобы выстроить стратегию и сформировать политику по формированию здорового образа жизни статуса Агентства по физкультуре и спорту уже недостаточно. Мне кажется, по примеру других регионов его надо поднять до уровня министерства, как вы считаете?
- Я повторюсь, конечно, я бы все агентства поднял до статуса министерств. Но я как президент обязан укладываться в финансовые рамки, отведенные правительству. И я ни разу не ставил перед депутатами вопрос об увеличении финансирования правительства, поскольку считаю это непопулярной мерой, и она не будет воспринята населением. Мы работаем в рамках отведенных финансов. Ничего же не изменится. Люди останутся те же, только вырастет зарплата. И я буду вынужден обратится к вам с просьбой увеличить фонд оплаты труда. А вы, естественно, откажете мне. Поэтому я и не выхожу с этим предложением. Если такое предложение созреет среди депутатов, и вы примите такое решение, я не откажусь.
Депутат Анна Найканчина: - На поддержку коренных народов выделяются средства, но они настолько разрознены и разбиты по министерствам, что мы не видим комплексной программы. Будет ли разработана единая программа поддержки коренных народов?
- Да, мною дано такое поручение. В этом году мы исполним те обязательства, которые уже есть, а со следующего уже начнем работать по программе. Мы вас обязательно подключим, да вы и сами подключайтесь, чтобы ваше мнение здесь было учтено.
См. также "Информ Полис online": Отчет президента Бурятии об итогах деятельности правительства в 2010 году ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
НХ
2502