С 11 по 13 июля в Монголии широко отмечают 90-летие со дня национальной революции, с которой начинается новая история независимости этой страны. 11 июля прошел военный парад на центральной площади Улан-Батора. Его также отметили и как день национального флага
– В такие дни прикреплять государственный флаг к машине считается уже традицией, как у нас Георгиевскую ленту ко Дню Победы, – сообщила "Информ Полису online" наша землячка Елена Гармаева из Улан-Батора. – Особенно интересно было наблюдать издалека в бинокль. Словно осмотр войск проводили два великих полководца – Чингисхан и Сухэ-Батор. Их памятники мирно соседствуют на площади. А ведь еще недавно раздавались голоса о сносе памятника вождю монгольской революции. Представляете, какой юбилей революции бы получился?
Подпольный революционер
А ведь к юбилею этой революции Бурятия тоже имеет отношение. В советские годы считалось, что Сухэ-Батор с соратниками мечтал построить социализм в своей стране. На самом деле сначала они мечтали освободить родину от ненавистной маньчжурской династии, при которой Монголия была лишь одной из провинций Китая.
Первый съезд созданной Монгольской народной партии Сухэ-Батор и Чойбалсан готовили на бурятской земле. 1 марта 1921 года в приграничной Кяхте и прошел тот исторический съезд. Там решили объединить все партизанские отряды в единую армию и создать руководящий оперативный орган. Сухэ-Батор был назначен главнокомандующим, а Чойбалсан – комиссаром.
Опытный офицер Сухэ-Батор сформировал четыре конных полка. Манифест провозгласил, что теперь в стране только одна власть – народная. Новому правительству удалось привлечь призывами на борьбу с оккупантами на свою сторону часть чиновничества, феодалов и лам.
Первым освободили соседний торговый городок Маймачен, ныне Алтан Булаг. 19 марта здесь обнародовали манифест, оповестивший население об образовании временного правительства Монголии. Оно призвало население освободить страну от иноземных милитаристов, к коим отнесли и белогвардейцев. В апреле новая власть объявила о призыве в армию мужчин старше 19 лет.
Но армия барона Унгерна, захватившая столицу и большую часть страны, превосходила зарождающуюся армию Монголии не только численностью, но и прекрасным вооружением. Неудивительно, что 10 апреля 1921 года монгольское народное правительство по предложению Сухэ-Батора обратилось к советскому правительству с просьбой о военной помощи.
У молодой власти Советов были свои причины не отказывать в помощи. Так за Байкал приехал будущий маршал Рокоссовский. Пока он молодой офицер, инструктор Монгольской народно-освободительной армии. Из Бурятии Рокоссовский вернется с молодой женой – кяхтинской красавицей Юлией Барминой.
Высоцкий в роли Сухэ-Батора
Операция по освобождению Урги, начавшаяся 27 июня 1921 года, заняла много дней. 11 июля в Урге прошел всенародный митинг, на котором торжественно объявили об установлении в Монголии народной власти. С тех пор этот день стал праздником – датой победы революции.
12 июля народное правительство обратилось к правительству РСФСР с просьбой не выводить советские войска из Монголии до окончательной ликвидации белогвардейцев. Советское правительство, естественно, дало свое согласие. Но это уже другая история.
А люди старшего поколения хорошо помнят, как в Советском Союзе каждый год 11 июля по всесоюзному радио шел спектакль «Богатырь монгольских степей». Роль вождя монгольской революции играл молодой Владимир Высоцкий. Это была одна из его первых работ в радиоспектаклях.
Политика
4796