Происшествия
2156

Полицейских Бурятии уличили в провокации и фальсификации доказательств

Суды Бурятии стали все чаще выносить оправдательные приговоры по делам, спровоцированным и сфабрикованным сотрудниками милиции

Железнодорожный райсуд Улан-Удэ оправдал 35-летнего директора ООО “Фарро” Надежду Якшину, которую сотрудники УБЭП МВД по РБ задержали при получении 55 тысяч рублей за изготовление двух фиктивных справок о доходах для передачи в банк с целью получения кредитов.

По версии милиции, действия предпринимательницы подпадали под статью “коммерческий подкуп”. Однако суд расценил действия оперативников как незаконную провокацию и фальсификацию доказательств.

Директор фирмы “Фарро” Надежда Якшина теперь с опаской посматривает на своих знакомых. Ведь от каждого можно ожидать “подставы”, какую она получила от своего хорошего знакомого Вячеслава Нагаева, который вместе со своими друзьями из милиции едва не отправил ее за решетку.

История эта длится с февраля прошлого года, когда Надежда Якшина получила от Нагаева записку, в которой сообщалось, что ей необходимо срочно написать справку о том, что он работает в ее фирме с указанием зарплаты в 10 тысяч рублей. Как гласила записка, иначе его могут “закрыть”. Несмотря на то, что ее пытались искусственно ввести в цейтнот, справку она писать отказалась, но записочку сохранила.

В один из майских дней к ней позвонил Нагаев и начал настаивать на встрече. Она отказалась, потому что ехала на родительское собрание. Однако друг все же приехал в школу и вызвал Надежду на улицу для разговора. Нагаев оказался не один, а с сотрудником милиции в штатском, который начал вкрадчиво расспрашивать ее о деловых партнерах, особенно интересовали его бизнесмены, торгующие лесом. Но Надежда “сотрудничать” отказалась. Нагаев тем временем не отставал. Он постоянно звонил ей и в начале июня застал-таки ее на выходе из поликлиники, где попросил об услуге.

Как оказалось, Нагаев и еще один связанный с милицией молодой человек по имени Сергей в это время проводили “оперативный эксперимент”, который базировался на легенде — якобы знакомому Нагаева задолжали деньги и, чтобы вернуть их, должникам необходимо взять кредиты в банках. Но кредиты не дают, поскольку они безработные. Чтобы выручить знакомого Нагаева, он попросил Якшину изготовить для него две справки на его должников, фиктивно подтверждающие их доходы (№2-НДФЛ) и сделать копии трудовых книжек, из которых следовало, что будущие заемщики работают у нее в ООО “Фарро”. Якшина, в свою очередь, порекомендовала им обратиться к своим знакомым, однако те настояли, что им необходимы документы именно от “Фарро”.

Оперативники уже тогда знали, что Надежда сама имела банковскую задолженность и не отказалась бы от денег за услугу. Ей обещали 55 тысяч рублей.

В свою очередь, Якшина на суде заявила, что деньги она принимала в качестве спонсорской помощи на акцию “Помогите детям собраться в школу”.

Причем, как она сообщила суду, справки она действительно изготовила, однако телефон там указала не своей организации. По ее словам, если бы банк решил проверить истинное финансовое состояние заемщиков, то им бы в кредите отказали.

23 июня днем после передачи документов в обмен на деньги Якшина была задержана в Улан-Удэ. Было возбуждено уголовное дело по статье “Коммерческий подкуп”.

На первоначальном допросе Якшина заявила, что она отказывалась от предложения изготовить справки для должников, но лишь после уговоров со стороны Нагаева и Сергея, которые обещали ей спонсорскую помощь, она согласилась. Кстати, записи этого откровенного разговора суду так и не представили. И неудивительно. Ведь, согласно закону об оперативно-розыскной деятельности, сотрудники не имеют права предлагать деньги, склонять к преступной деятельности, провоцировать. Что, в общем-то, и произошло в ходе “оперативного эксперимента”.

В итоге суд определил, что уголовное дело было сфабриковано. Так, в обвинительном заключении даже не было указано место и время якобы совершенного преступления. Суд фактически признал, что результаты оперативно-розыскных мероприятий в отношении предпринимателя были сфальсифицированы от начала до конца, а сами “доказательства” были добыты “в результате провокации со стороны сотрудников правоохранительных органов, что нарушает принцип справедливости судебного разбирательства”.

Таким образом, суд установил, что она невиновна. Надежда Якшина сообщила “МК”, что планирует заявить гражданский иск по взысканию с государства морального вреда и убытков, которые она понесла в ходе незаконного милицейского преследования в Бурятии.

В то же время наши источники говорят о том, что проблема массового изготовления фальшивых справок для получения кредитов в банках существует. Это хорошо поставленный “бизнес”, в котором участвуют десятки, если не сотни фирм, “штампуя” липовые справки. Ведь пока есть спрос будет и предложение. А сами проверки благонадежности заемщиков нередко проходят формально, что лишь играет на руку организаторам подобного “бизнеса”.

Вероятно, Якшина могла выдать не одну подобную справку в обмен на “спонсорскую помощь”. Другое дело, что если раньше подобные “сырые” дела всегда подкреплялись в судах приговорами, то с недавних пор подсудимых, в отношении которых были зафиксированы факты милицейских провокаций, стали все чаще оправдывать. Ведь, как установил суд по делу Якшиной, все сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу, поскольку уголовное судопроизводство “осуществляется на основе состязательности сторон”.

Фото topnews.ru

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях