Ее называют женщиной с тысячей голосов. Звезда мировой музыки, проживающая ныне в Австрии, перед своим первым выступлением в Бурятии волнуется как никогда, ведь она решила посвятить свои песни самому Хамбо ламе Итигэлову
В далеком 1987 году тувинская певица Саинхо Намчылак начала свои первые гастроли по миру. И с тех пор повергает в шок видавших виды музыкантов и критиков, дружно называющих ее уникальным явлением мировой вокальной культуры. «Певец среди певцов» — негласное имя тувинской певицы.
— Когда слушаешь её, кажется, что человеческий голос может всё, — написал известный европейский критик Джон Айлз в рецензии на альбом Nomad. Действительно, слушая ее голос, кажется, что она может воспроизвести любой звук.
— Из рычания, блеяния, журчания, пронзительного крика, шёпота, воркования, пения, клохтанья, рёва и возгласов происходят примеры взаимодействия одушевлённого и неодушевлённого мира. Это пение таково, каким оно было, наверное, в начале существования человечества… По мере того, как всё её тело вовлекается в жар «песни», слушатель осознаёт, что со стороны Намчылак нет никакой попытки имитировать что-либо, — пытался разгадать секрет Саинхо Крис Никсон. — Это не просто горловое пение, это — вокальный шаманизм!
Неудивительно, что такая певица способна исполнять импровизационную музыку и авангардный джаз, «электронику» и современную композицию, горловое пение хоомей и тибетское двухголосье. Форматы выступлений Саинхо всеобъемлющи — от соло до оркестра.
Загадка для ученых
На уникальный голос певицы обратили внимание ученые. Во Франции один музыковед попросил исследовать Саинхо в буквальном смысле. Он заглянул в её горло и даже попытался делать измерения. Перед концертом он наблюдал за подготовкой певицы к концерту, за тем, что она ела и пила. Затем её «просканировали» и обследовали французские врачи...
Они «просвечивали» её горло рентгеном, вставляли туда специальную камеру. Наконец, учёные пришли к заключению, что горло Саинхо не имеет каких-либо биологических отклонений. Волшебные звуки рождаются исключительно благодаря вокальной технике исполнителя.
Не бояться экспериментов
Еще на заре своей исполнительской карьеры Саинхо была признана экспериментатором и генератором музыкальных идей... Работая в студии, она стала использовать компьютеры и электронику в своем творчестве. Примерно с 2000 года Саинхо стала известной в мире электронной танцевальной («транса») и медитативной музыки.
— Саинхо не просто певица-экспериментатор, она импровизатор и композитор, саунд-поэт и сказительница. Пишет стихи и прозу. Участвует в театральных проектах, — рассказывает директор фестиваля «Голос кочевников» Наталья Уланова.
Зрители фестиваля «Голос кочевников» смогут воочию увидеть и услышать, как можно сочетать народные песни с современными цифровыми технологиями и национальными инструментами.
Разбивать саму себя
Трепетное отношение Саинхо к Итигэлову не случайно. Как тувинка, она исповедует буддизм. Кроме того, её дипломная работа в аспирантуре концентрировалась на ламаистской и культовой музыке малых народов Сибири и Дальнего Востока. Несмотря на то что Саинхо много лет живет в Европе, она не утратила ни родного языка, ни корней.
— …Мои корни в моей физиологии, в моём лице, в моём голосе. Я понимаю, что, раз я на этом пути, должна иметь собственные музыкальные черты. И, чтобы разбить стереотипы, я должна работать с формой, должна постоянно изменять её, — признается певица. — Порой я должна разбивать стереотипы того имиджа «идола», который вырос вокруг меня. Я должна разбивать саму себя. И, чтобы сохранить свою истинную натуру, я обращаюсь к народному материалу. Чтобы сохранить ореол того места, где я родилась...
Певица сравнивает себя с поваром, который пробует все ингредиенты, прежде чем приготовить новое блюдо. Так и Саинхо — в поисках материала для новой программы.
В Бурятии Саинхо хочет не просто спеть
— Своё выступление я хотела бы посвятить Величайшему Хамбо ламе Итигэлову. И я хотела бы вместе с публикой совершить путешествие через пространство и время и взглянуть на всё через Космос. Задача необычная, но стоящая, — сказала Саинхо.
Для этого певица попросила организаторов фестиваля обеспечить ее вертушками.
— Обычно они используются ди-джеями для дискотек, но я хотела бы воспользоваться возможностями современной технологии для создания особой атмосферы. Поэтому желательно, чтобы вертушки нашлись, поскольку виниловые диски имеют более мягкую чистоту колебаний звука, — со знанием дела рассуждает Саинхо.
При этом звезда мировой музыки извиняется за свои технические эксперименты.
— Хотелось бы, чтобы все получилось так, как запланировано и задумано. Тогда зрители Бурятии смогли бы открыть для себя неизведанные ранее области кооперативного звукового мышления, — заключает Саинхо.
Досуг
4441