Бизнес
4143

Со дня открытия первой воздушной линии Бурятии прошло 85 лет

10 июля исполнилось 85 лет со дня открытия первой воздушной линии в Бурятии. Сначала в молодой Бурят-Монгольской республике возникло общество друзей воздушного флота «Добролет»

В 1926 году организовано республиканское общество «Бурлет», которое сразу развернуло большую работу по сбору средств на постройку самолета. Уже в начале 1926 года в Бурят-Монгольской АССР образован коллектив авиаторов, а 10 июля открылась воздушная линия Улан-Удэ — Улан-Батор. Эта дата стала днем рождения не только бурятского авиапредприятия, но и гражданской авиации всей Восточной Сибири.

Первые летчики

В мае 1926 года в Верхнеудинске появились невиданные люди — летчики. Большинство из них приехали из западных регионов СССР. Там, где сейчас находится ипподром, был построен первый в Бурятии аэродром. В 1926 году авиаторы Бурятии получили немецкие самолеты «Юнкерс» Ю-13. Эти машины развивали скорость до 120 км/час и могли пролететь до 400 км.

Именно на таком самолете 22 июля 1926 года пилот В. Галышев совершил первый международный рейс из Верхнеудинска в столицу Монголии. С тех пор этот день отмечается как дата основания гражданской авиации Бурятии.

— Мне в то время было шесть лет. Мы мальчишками зачарованно наблюдали, как в небе Бурятии летают первые самолеты. Не ошибусь, если скажу, что каждый мальчик в то время мечтал вырасти и стать летчиком, — вспоминал ветеран ВОВ Даши Мункуевич Цыренов. — Я упрямо твердил старшим: все равно буду летать. Не подозревал, что мечту летать осуществит война.

В 1934 году Совнарком Бурят-Монгольской АССР создает в Верхнеудинске аэроклуб, который воспитал десятки замечательных пилотов. До начала Великой Отечественной войны были проложены внутриреспубликанские воздушные маршруты в Баргузин и Багдарин. Их помогали осваивать новые молодые специалисты, также приехавшие в республику из других регионов.

Тогда в Бурятии начали создавать новые «советские» песни. Молодежь танцевала под них ехор. Самый популярный припев иногда можно услышать и сейчас от пожилых людей:

— Манай осоо hэбээхэй СССР-эй оборон яс!

Часто слово «hэбээхэй» в припеве заменяли на АВИАХИМ, прославляя родную авиацию, ведь в переводе этот припев означал: «Наш ОССОАВИАХИМ — оборона СССР».

Новые горизонты

В годы Великой Отечественной войны большинство пилотов ушло на фронт. Но довольно современная по тем временам материально-техническая база не простаивала: на ней готовили молодых летчиков. На аэродроме Улан-Удэ во время войны приземлялись самолеты По-2, на которых возили грузы в северные районы Бурятии. В учебном подразделении готовили кадры для боевой авиации. В послевоенные годы с развитием и освоением новой современной техники авиаторы Бурятии работали в геологии, аэрофизической съемке, санитарии и медицине, лесном хозяйстве.

Именно авиаторам Бурятии выпала честь первыми начать эксплуатацию самолета Ан-24 в Восточной Сибири в 1952 году. В 1955 году в Улан-Удэ прибывают самолеты Як-12. И в этом же году в республике впервые начинают применять авиацию в сельском хозяйстве: в Бичурском районе обработаны ядохимикатами первые сотни гектаров.

Эти работы выполнялись на самолете По-2. С 1956 года в Бурятии начинают летать вертолеты. Ми-1, а затем и Ми-4 перевозят грузы, пассажиров, используются в геологоразведке и санитарной авиации. В 1959 году при аэродроме Мухино на левом берегу Селенги открывается новый аэровокзал. В 60-е годы XX века Улан-Удэнское авиапредприятие получило, пожалуй, самое большое количество новой авиатехники.

Вводятся в эксплуатацию вертолеты Ми-2 и Ми-8. Начинает полеты самолет Ли-2, а в 1966 году летчики и техники предприятия осваивают новейшую разработку конструкторского бюро Антонова — турбовинтовой самолет местных воздушных линий Ан-24. Эту заслуженную машину можно до сих пор видеть в небе Бурятии.

В 1962 году в республике создается первый в Восточной Сибири вертолетный коллектив, который вскоре становится самостоятельным подразделением.

Застоя не было

70 — 80-е годы прошлого века принято считать эпохой застоя. Но в гражданской авиации Бурятии это были годы пика. Судите сами: в 1965 году улан-удэнские летчики перевезли 205 тысяч пассажиров, в 1970-м — уже 491 тысячу, а в 1975-м — 646 тысяч человек. С 1976 года на предприятии эксплуатируется грузопассажирский Ан-26, благодаря которому резко выросло количество перевозимых грузов в пределах Бурятии. Начало строительства БАМа также дало толчок развитию гражданской авиации республики.

В начале 80-х годов построены взлетно-посадочная полоса и аэровокзал в Нижнеангарске, открыты аэродромы в Таксимо, Северомуйске, Багдарине. В 1983 году в преддверии 60-летия образования Бурятской АССР в аэропорту Улан-Удэ торжественно открывают здание нового аэровокзала, который и по сей день обслуживает пассажиров. А авиапредприятие получает новый самолет местных авиалиний Л-410, который выпускали в Чехо­словакии. За период с 1981 по 1985 год авиаторы Бурятии перевезли 3,5 млн. пассажиров, 17 тысяч тонн почты и 63,5 тысячи тонн грузов.

Помимо Бурятии, летчики проводили авиационные работы и за пределами региона, например в Монголии, Узбекистане, на Сахалине, Камчатке и в Якутии. Помнят летчиков из Улан-Удэ и в армянском городе Спитак, который в 1988 году был разрушен в результате мощного землетрясения. В конце 80-х годов самолеты по маршруту Улан-Удэ — Иркутск летали с частотой автобусов. Утром можно было спокойно улететь из столицы Бурятии в соседний город, а вечером уже вернуться. В 1989 году открыли международный рейс в Улан-Батор. С 1991 года экипажи Улан-Удэнского авиапредприятия начинают осваивать среднемагистральный лайнер Ту-154.

С распадом Советского Союза гражданская авиация страны попала в жесточайший кризис. Самолеты прекратили использовать в сельском хозяйстве: просто нечего было обрабатывать, поля пустовали. Сократилось количество выполняемых рейсов. Достаточно сказать, что в 1997 году из 21 аэропорта в Бурятии эксплуатировалось всего 6.

 Большую часть прибыли Улан-Удэн­скому авиапредприятию в этот сложный период приносили как раз перевозки до Москвы на самолетах Ту-154. В 1996 году в Улан-Удэ появились свои первые большие «тушки»: два таких лайнера предприятие приобрело у польской авиакомпании LOT.

На снимке:

Фотограф запечатлел уникальный момент пролета самолета над строящимся зданием Совета министров и будущей площадью Советов. Вместо головы Ленина еще стоит памятник революционерам, ныне находящийся на площади Революции.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях