В Улан-Удэ едет ансамбль, который во всех известных музыкальных энциклопедиях называют самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие
В 2004 году эту группу номинировали на BBC World Music Award – самую престижную в мире ежегодную награду в сфере этномузыки.
Горловое пение в России ассоциируется с тувинцами, хотя это древнее искусство с полным правом могут назвать своим и буряты, и башкиры, и хакасы, и алтайцы. В 1934 году всесоюзная студия грамзаписи сделала первые качественные записи выдающихся мастеров горлового пения. Неизвестно, где сейчас можно найти ту пластинку, зато точно известно, что в то время Тува еще не входила в состав СССР. А в 1958 году уже советский тувинец Максим Дакпай стал лауреатом золотой медали Всемирного фестиваля молодежи в Москве.
Почти атомная бомба
Неизвестно откуда взялась версия о том, как западному миру горловое пение открыл физик нобелевский лауреат Ричард Фейнман. Он более известен как один из создателей атомной бомбы. По легенде, этот ученый всю жизнь хотел побывать в Туве, но не воплотил свою мечту, поскольку не смог получить советскую визу. Зато сейчас его дочь Мишель Фейнман состоит в американском обществе друзей Тувы. Фейнман дал послушать запись тувинского горлового пения этномузыканту Теодору Левину, на которого музыка произвела шокирующее впечатление.
- Мне захотелось посмотреть на людей, которые издают эти «ужасные» звуки, – признался Левин, решив немедленно познакомиться с музыкантами.
На дворе стоял постперестроечный 1987 год. Тед Левин организовал этнографическую экспедицию в маленькую социалистическую республику Туву и оказался едва ли не первым иностранцем за годы советской власти. Добравшись до Кызыла, Левин нашел музыкантов в бараках на окраине города. Группа тогда еще носила название «Кунгуртук». Потрясенный Левин воочию увидел, как рождаются эти «ужасные» звуки - горловое пение, и немедленно пригласил музыкантов в США.
Элита мировой музыки
За рубежом группа стала известна под названием «Хуун-Хуур-Ту». Этим звучным именем называется явление природы, когда солнечный свет расщепляется в облаках на множество расходящихся лучей.
Но не стоит думать, что тувинские музыканты почивали на лаврах «горлового пения». Они активно включали элементы других стилей. Стало ясно, что «Хуун-Хуур-Ту» не вполне «группа горлового пения» и даже не совсем «фольклорный» коллектив.
В 1993 году вышла первая пластинка «Хуун-Хуур-Ту» – «60 Horses in My Herd» («60 лошадей в моем табуне»). С нее-то и начинается нескончаемый тур хуунхууртинцев, объехавших с концертами почти весь мир и сыгравших в самых престижных залах Америки, Азии и Европы. Тувинцы услышали признания в любви многих легендарных музыкантов, например, немногословного лидера King Crimson Роберта Фриппа.
На Западе музыка группы «Хуун-Хуур-Ту» пользуется огромной популярностью. Дебютом тувинских музыкантов в кино стала запись в Голливуде музыки к фильму режиссера Уолтера Хилла «Джеронимо – американская легенда» на киностудии Columbia Pictures. Соавтором тувинцев в этом проекте был известный музыкант Рай Кудер (Ry Cooder). За истекшие десять с лишним лет «Хуун-Хуур-Ту» записалась и выступила с выдающимися музыкантами самых различных направлений и стилей, в том числе со знаменитым Стивом Уандером.
Отрадно, что в такой всемирно известной группе работают два человека, для которых Улан-Удэ – город студенческой юности.
- Во ВСГАКИ учился барабанщик нашей группы Алексей Сарыглар. Он был солистом «Сибирского сувенира». Мы давно не были в Улан-Удэ и с удовольствием приедем в Бурятию. Я хорошо помню моих преподавателей. Наш тувинский выпуск ставил в институте выпускной концерт, и нас принимали очень тепло, – вспоминает солист Радик Алюш. - Съездим обязательно в Иволгинский дацан. Хотел бы встретиться с преподавателем ВСГАКИ Доржо Дугаржаповым, и еще … (смеется) я давно не ел бурятские буузы.
Новая версия о горловом пении
«Как засвищет соловей по-соловьиному, зарычит он по-звериному да зашипит по-змеиному, так все травушки-муравы заплетаются, лазоревы цветы осыпаются, леса до земли клонятся, а люди – мертвы лежат» – это описание Соловья-разбойника в былинах об Илье Муромце.
Краевед Владимир Дармаевич Дугаров выдвинул свою версию о том, что речь в былинах идет о горловом пении. Кочевники таким образом устрашали врагов.
- Не зря ведь что в советском мультфильме, что в его новой версии отрицательный герой имеет ярко-выраженную этническую принадлежность. Я читал много исследований об образе Соловья-разбойника. Все опираются на версии былины, где Соловей имеет отчество. «Одихмантьев сын» – называют его некоторые былины, намекая на татарское происхождение. В других вариантах былин он по отчеству Ахматович или Рахматович, – рассказывает Владимир Дармаевич.
Историки предполагают, что это воспоминание о татарском хане Ахмате, совершившем в XIV веке набег на Москву. Видимо, на эту версию и опирались создатели мультфильма.
- Но многие исследователи склоняются к тому, что Соловей-разбойник мог быть славянином, не подчинявшимся киевскому князю в период раздробленных княжеств. Мое личное мнение: нехорошо в многонациональной стране с детских лет вбивать такой отрицательный образ азиата, – считает Владимир Дармаевич.
Андрей Ян
Фото lailai.ru
Досуг
2515