III Международный фестиваль этнической музыки «Голос кочевников» открылся 19 июля конкурсом. За право выступать на одной сцене с приглашенными звездами мировой музыки состязались представители Монголии, Бурятии, Якутска и Иркутска. Закрывшее первый день фестиваля выступление женщины с 1000 голосами Саинхо походило на мастер-класс для предыдущих певцов
Нынешние участники полностью оправдали девиз фестиваля «Пространство свободной музыки для свободных людей». Зрители услышали неведомые звуки и уникальную музыку.
Приятно удивило то, что в Бурятии начали появляться не только эстрадные ансамбли. Улан-удэнская группа «Хулэг» объединила молодых морин-хууристов, а женская группа «Хун Хатан» и вовсе стала открытием нынешнего фестиваля. Правда, тон в ней задавала Чылтыс Таннагашева. Представительница Горной Шории поразила зрителей горловым пением. Трудно было поверить, что эти низкие рокочущие звуки издает женщина. Чылтыс выступала и в качестве отдельного представителя своего шорского народа. Шквал аплодисментов сорвал алтаец Сарымай Урчемаев. Большой экран позволял увидеть крупным планом лица выступающих. Поэтому во время выступления Сарымая многие зрители завороженно следили за экраном, тщетно пытаясь понять, как можно одним ртом одновременно играть на инструменте и петь. Впрочем, и пением то, что выделывал голосом Сарымай, назвать трудно. Это надо слышать, чтобы перенестись в горные долины Алтая, наполненные криками птиц, топотом и ржанием табунов. Иркутян достойно представил «Квадриптих Евгения Маслобоева». В качестве музыкальных инструментов иркутяне не использовали разве что пол сцены. Надо воздать должное мастерству телеоператоров, выводивших руки Маслобоева на экран. Иначе тоже трудно было понять, из чего извлекает звуки Евгений.
С корабля на бал
Еще на момент приема заявок на конкурс знатоки, просматривая видеозаписи, предрекали успех якутским участникам. Это детский ансамбль «Дьоhогон» под руководством Клавдии и Германа Хатылаевых. Профессионалы не ошиблись. Якутских конкурсантов публика вызывала на «бис». А ведь зрители могли и не открыть для себя такие таланты.
– Из-за тумана в Иркутске самолет из Якутии долго не принимали. Нашим участникам пришлось сесть на другой поезд. Они прибыли с вокзала сразу в театр. Не отдохнув, они тут же надели концертные костюмы и вышли на сцену, – открыла нам закулисные тайны директор фестиваля Наталья Уланова.
Жюри, знавшее об этом, тоже было потрясено столь профессиональным отношением к делу детского ансамбля. Зрители, не заметившие усталости якутских артистов, овациями проголосовали за то, чтобы и последующие дни фестиваля «Дьоhогон» радовал улан-удэнцев.
Неожиданность фестиваля
Конкурс открыл не только новые имена. Он «открыл» глаза зрителей на новые веяния в мировой музыке. С первых фестивалей этномузыки у нас считалось, что с монголами конкурировать в этой сфере трудно. То ли нынешняя монгольская группа «Джонон» еще юная, то ли зрители устали от однообразного звучания.
– Сочетание инструментов в этой группе было безвкусным, – кратко отозвался о выступлении земляков член жюри, человек-оркестр Баттувшин.
Не меньше поразило зрителей и жюри арт-трио Александра Рогачевского из Иркутска. Рогачевский хорошо известен бурятским зрителям по прежним фестивалям. Тогда он привозил женский квартет, выиграв в номинации «Лучший вокал». На этот фестиваль Александр вновь привез «затопленные песни» – фольклор деревень, оставшихся на дне Братского водохранилища. Но нынешний этноджаз в исполнении мужского трио не столь впечатлил жюри.
Экспериментатор №1
Завершился первый день фестиваля выступлением той певицы, чье горло исследовали французские ученые. Они тоже недоумевали как обычная хрупкая женщина может воспроизводить столько необычных звуков. Пожалуй, именно Саинхо Намчылак – самое яркое олицетворение нового музыкального искусства, которое за рубежом называют «мировая музыка» – world-music.
– Так смешивать этническую музыку с различными направлениями западной музыкальной культуры, чтобы было понятно без слов человеку любой национальности, – это настоящее искусство, – сказал после концерта зритель Михаил Слепнев, специально приехавший из Читы.
Если в первый день фестиваля знаменитая группа «Хуун Хуур Ту» со своим продюсером Александром Чепарухиным сидела в жюри, то сегодня самые известные «горловики» мира дадут единственный концерт в Бурятии. На своеобразном «разогреве» у звезд зрителей ждет еще один эксперимент: впервые камерный струнный оркестр бурятского театра оперы и балета будет выступать совместно с лучшими фолк-музыкантами Бурятии в проекте Violin-Huur.
Новые гости
20 июля утром в Улан-Удэ прилетел цыганский оркестр из Бельгии. Из-за долгого перелета из Атверпена бельгийские участники попросили дать им день отдыха. Поэтому зрители смогут увидеть и услышать современные интерпретации народной музыки европейских цыган 21 июля.
Зато группа «Эзэн» из Внутренней Монголии успела отдохнуть в поезде. Вечером 20 июля артисты из недавно бунтовавшего района Китая покажут свое искусство.
Пока пытаются преодолеть тайфун, чтобы выехать из Японии в Бурятию, рокеры группы Oki dub ainu band, американская фолк-певица Нина Настасья уже репетирует в нашем оперном театре.
Фото Анны Огородник
Досуг
3778