В Закаменске начинаются работы по вывозу трех миллионов тонн опасных песков с территории города
Работы будет вести ЗАО «Закаменск», выигравшее федеральный конкурс на сумму 500 млн. рублей. Всего на ликвидацию негативных воздействий на экосистему Закаменска, вызванных деятельностью бывшего Джидакомбината, на период до 2020 года будет выделено 3 млрд. рублей из федерального бюджета
О значении и предыстории реализации этого грандиозного экологического проекта говорит Виктор Аюшеев, глава Закаменского района.
— Виктор Васильевич, как начинался проект?
— Администрация района начала работать над проектом ликвидации вредных отвалов в 2002 году. А возглавил эту работу мой заместитель Борис Базаров. Был сформирован научный коллектив под руководством эколога Виктории Шаралдаевой. Мы привлекли ученых Валерия Прусакова из Ангарска, Петра Хадановича и других ученых из Института геологии БНЦ СО РАН, БГСХА, сотрудников Роспотребнадзора РБ и др.
В 2003 году из нищего бюджета района мы выделили на проект 500 тысяч рублей. В 2004 — 2007 годах уже Министерство природных ресурсов Бурятии выделило 3,9 млн. рублей. А к 2009 году проект, подготовленный общими усилиями правительства республики, администрации района и ученых, был готов и представлен на федеральный уровень.
— Все эти годы отвалы лежали нетронутыми?
— Нет. 28 сентября 2007 года мы открыли в Закаменске фабрику по переработке техногенных отложений Джидинского вольфрамомолибденового комбината. Тогда это стало событием, масштабы последствий которого было трудно оценить. Но сейчас можно с уверенностью сказать, что тогда была запущена цепная реакция экономического бума в отдаленном горном районе и на всем юге Бурятии. Прошло 11 лет со дня закрытия комбината, и никто не верил, что мы сможем запустить это производство. Сегодня фабрика близка к выходу на проектную мощность.
— Тем не менее, несмотря на запуск фабрики, проблема ликвидации отвалов оставалась?
— Это было одной из первоочередных целей правительства и Министерства природных ресурсов республики, администраций района и города Закаменска. Зона загрязнения экологически опасными и высокоопасными элементами охватывает около половины площади города Закаменска. Экологическая обстановка на этой территории оценивается как кризисная и катастрофическая.
В апреле прошлого года глава республики Вячеслав Наговицын во время встречи с премьер-министром Владимиром Путиным сообщил: «Этот песок представляет экологическую опасность и опасность для людей. Ликвидация «хвостохранилища» требует больших денег — порядка двух миллиардов рублей. Республика рассчитывает, что деньги будут выделены за счет федерального бюджета. Джидакомбинат был ведь не частным, а государственным предприятием. Значит, должна быть государственная ответственность».
Были опасения, что предложение республики о ликвидации «хвостов» может быть вычеркнуто из федеральной целевой программы об охране озера Байкал. В связи с этим президент Наговицын обратился к Владимиру Путину с просьбой обязательно включить мероприятия по ликвидации отходов в программу. Премьер-министр просьбу поддержал и известил, что даст соответствующее распоряжение министру природы России Юрию Трутневу.
— Виктор Васильевич, в стране не одна сотня таких заброшенных объектов. А почему именно Закаменск?
— Это итог многолетних настойчивых усилий по продвижению нашего проекта. В итоге в начале текущего года в России был разработан и принят документ о ликвидации экологического ущерба и стартовали четыре проекта, в том числе и Джидинский вольфрамомолибденовый комбинат. Это был первый горно-обогатительный комбинат, попавший в эту программу. А в июле 2011 года ЗАО «Закаменск» выиграло конкурс на ликвидацию завалов.
— Какие конкретно работы будут вестись?
— Необходимо определить места возможного захоронения отходов из первого хранилища, разработать план перемещения и захоронения 3,2 млн. тонн отходов и схемы частичного их обеззараживания, а затем выполнить работы по этому плану. Хочу напомнить, что этим годом работы не ограничиваются. Проект запланирован до 2020 года. По нему поступят в общей сложности 3 млрд. рублей, а это дополнительные рабочие места и поступление налогов в бюджет района. Это улучшение инвестиционного климата и привлекательности района для бизнеса. Самое главное, это здоровье наших жителей.
Справка "Информ Полиса"
Джидинский вольфрамомолибденовый комбинат был введен в эксплуатацию в 1942 году и в свое время производил до 40 процентов добываемого в СССР вольфрама. Мероприятия по утилизации отходов деятельности комбината предусмотрены не были. Многие попутные и побочные компоненты руд выбрасывались, не практиковалась утилизация отходов производства, что отрицательно сказалось на состоянии и качестве окружающей природной среды.
Превышения предельно допустимых норм по токсичным отходам были отмечены в почве, подземных и поверхностных водах, донных отложениях, в воздухе, в растениях, в продуктах питания, в том числе в картофеле и капусте. Концентрация вольфрама превышает предельно допустимую концентрацию в 80 — 120 раз, молибдена — в 2 — 226 раз, бериллия — в 3 — 80 раз, свинца — в 2 — 62 раза, цинка — в 2 — 20 раз. Наличие солей тяжелых металлов было обнаружено даже в волосах жителей Закаменска. Ухудшение экологической обстановки стало реальной угрозой здоровью населения, в особенности детского.
За период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов, складированных в двух хранилищах. Особую опасность представляет выведенное из эксплуатации хранилище объемом 10,03 млн. тонн отходов, которое на протяжении многих лет является источником загрязнения Закаменска, реки Модонкуль и ее притока ручья Инкур. Далее загрязненная Модонкуль, ставшая самой грязной рекой Бурятии, впадает в Джиду, та в Селенгу, и в итоге загрязненные воды Закамны попадают прямиком в Байкал.
Общество
4924