Представители Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) намерены противостоять наметившемуся переговорному процессу представителей бизнес-сообщества с защитниками интересов работников относительно внесения поправок в Трудовой кодекс
На пресс-конференции "Изменения Трудового кодекса: профсоюзы отвечают работодателям", которая состоялась в Москве 27 июля, глава ФНПР Михаил Шмаков обрушился с обвинениями в адрес альтернативных профсоюзов, подписавших 19 июля с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) заявление о принципах реформирования Кодекса. В мероприятии также участвовали председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев и глава Конфедерации труда России (КТР) Борис Кравченко.
По итогам пресс-конференции ФНПР и Конфедерации труда России сделали совместное заявление, в котором говорилось, что соглашение между альтернативными профсоюзами и РСПП "вводит общественность России в заблуждение". "Организации, руководители которых подписали упомянутое соглашение, объединяют менее 1% членов профсоюзов и не могут выступать от имени всего профсоюзного движения", - говорилось в совместном заявлении.
Шмаков был возмущен фактом подписания соглашения, которое подразумевает работу над реформированием трудового законодательства, сообщает "Новый Регион", отмечая, что независимые от ФНПР профсоюзные лидеры уже заявили, что за резкими заявлениями Шмакова стоит желание свести на нет конструктивную дискуссию о том, каким образом следует изменить отечественное трудовое законодательство, и "застолбить" свое монопольное право на профсоюзное движение в РФ.
Но как заявил председатель Центрального совета межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов, в данный момент в РФ "реального профсоюзного движения нет". "Шмакову досталась собственность советских профсоюзов, поэтому надувать щеки он может сколько угодно. При этом Шмаков не может практически никого вывести на улицу, и что самое главное, не может никого с улицы увести", - сказал Котов, отметив, что "лидеры ФНПР, ратующие за защиту прав работников, на поверку едва ли могут оказать действенную поддержку трудящимся".
"У нас трудовое законодательство такое гадское, что защитить человека труда в суде практически невозможно. Кодекс действительно необходимо менять и в предложениях РСПП есть много рационального", - отметил глава профсоюза водителей-профессионалов.
А председатель объединения профсоюзов России "Соцпроф" Сергей Вострецов, также подписавший заявление с РСПП, в интервью "Полит.ру" напомнил историю нынешнего профсоюза-монополиста. "Если вы помните, во времена СССР был ВЦСПС - целое социальное министерство. Но когда после развала СССР, разгоняли КПСС, почему-то не разогнали профсоюзы, - говорит Вострецов. - В результате народная собственность, находящаяся в распоряжении ВЦСПС, оказалась в руках кучки профсоюзных деятелей. А помимо собственности в руках этих деятелей оказались и списки членов ВЦСПС - не ФНПР, подчеркиваю, а ВЦСПС. Если бы господин Шмаков сегодня переписал старые списки членов профсоюзов, их оказалось бы два миллиона вместо двадцати восьми". "Если господин Шмаков хочет помериться силами с альтернативными профсоюзами, то давайте, например, 1 августа все пересчитаем своих членов", - предложил глава "Соцпрофа".
Кроме того Вострецов напомнил и о странной ситуации, при которой профсоюзы, входящие в ФНПР, выйти из объединения не могут - могут только распуститься и создать новый профсоюз. Зато созданию альтернативных профсоюзов поставили заслон, когда в 2002 году в ТК внесли поправку о том, что представлять трудовой коллектив может только тот профсоюз, в котором состоят не менее 50% работников. "Просто смех: XXI век на дворе, все это понимают и все с этим мирятся, - возмущается Вострецов. - Конечно, порядок это надо менять".
Вице-президент "ОПОРы России" Владислав Корочкин уверен, что "общественные лидеры такого рода не готовы к конструктивному диалогу по определению, потому что аргументы, которые они готовы использовать, чаще всего, несколько уже с душком" - в распространенном лидером ФНПР заявлении нет ни одной конкретной претензии или конструктивной критики подписанного между РСПП и другими профсоюзными лидерами соглашения.
"У нас в последнее время обострился синдром Шмакова-Исаева", - иронизирует руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. По его мнению, причина - в падении популярности ФНПР. "Значительная часть членов состоит в профсоюзе формально, позиции у них очень слабые, предъявить им своим членам нечего, кроме общих слов. Вот они и пытаются подчеркнуть, что они главные. Поэтому они очень болезненно относятся, когда альтернативные профсоюзы ведут свою политику", - считает Гонтмахер.
Столь необходимая кардинальная реформа трудового законодательства снизит политический вес ФНПР, считает глава Ассоциации частных и приватизируемых предприятий Григорий Томчин. Поэтому единственный, кто против изменений - "верхушка профсоюзов". Отсюда и столь нервная реакция на подписанное соглашение между альтернативными профсоюзами и РСПП, заявил Томчин, отметив, что "выступление Шмакова - это отражение противоречий между самим профсоюзным движением и его руководством".
Как резюмировал в своем обращении ко всем независимым профсоюзам страны один из подписавших совместное с РСПП заявление, генсекретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов, "каковы бы ни были разногласия с бизнесом, его представителями - других у нас нет, необходимо учиться находить цивилизованные способы разрешения таких разногласий. Учиться самим и вынуждать к этому оппонентов, и в результате - становиться партнерами. Не ради собственного комфорта, ради людей, чьи интересы мы представляем".
Напомним, что на последнюю встречу президента Дмитрия Медведева с профсоюзами, которая состоялась 21 июля, были приглашены не только ФНПР, но и альтернативные профобъединения. И на встрече президент заявил о равенстве всех профсоюзов, сказав, что "неважно, сколько в профсоюзе людей, даже если 300 - все равно это важно", а также признал, что Трудовой кодекс неидеален. Об этих словах Медведева журналисты напомнили Шмакову на пресс-конференции и спросили, поддерживает ли он позицию президента. Однако глава ФНПР ушел от прямого ответа, заявив, что "общественный вес профсоюзных объединений разный". "Каждый профсоюз защищает работников, которые в него входят, но, естественно, позиции профсоюза, представляющего полтора миллиона и 300 работников, на переговорах будут разные", - отметил он.
Общество
1743