Бывший глава Иволгинского района рассказал об истинных причинах возбуждения в отношении его уголовного дела, кто стоит за подковерной игрой, связанной с его смещением с должности
- Во-первых, хочу сказать, что уголовное дело фактически сфабриковано, следствие велось необъективно и под уголовное преследование, считаю, попал незаконно. Вспомните интервью Виктора Очирова (глава МО СП «Иволгинское». - Авт.), в котором он сам же говорит, что драка произошла с моим заместителем Баиром Бимбаевым. Есть показания свидетелей о том, что я только их разнимал. Виктор Очиров преследовал корыстную цель, а когда не получилось, обратился к моей оппозиции. И до сих пор он везде говорит: «За мной стоят большие люди, и мы Цыденова сместим с должности».
- Зачем же тогда, по-вашему, Виктор Очиров вас оговорил?
- Он попал под влияние моих недоброжелателей, которые давно хотели бы «зайти» в район. Для этих людей я был неудобным главой.
- А в чем причины недоброжелательства?
- Район пригородный, в перспективе развития считается одним из лучших. И самая большая его ценность - земля.
- То есть обращались к вам с просьбами выделить землю?
- Да. Я отказывал, невзирая на ранги и должности. Объяснял, что по закону есть процедура – только через торги. Но в таком случае, естественно, появятся и другие желающие на тот или иной участок. К тому же покупка через торги - это дорогое удовольствие. Но мне важнее было пополнять бюджет района. А когда появляется собственник, уплачиваются налоги. Еще одно условие торгов в Иволгинском районе – при покупке земли под бизнес частное предприятие обязано будет зарегистрироваться здесь. Опять выиграет район, потому что и налоги с доходов будут поступать сюда.
- А вы можете назвать, кто к вам обращался с просьбой о выделении земли в обход торгов?
- Это министры, чиновники правительства, депутаты Народного Хурала и весьма влиятельные бизнесмены. В администрации района даже велся реестр таких обращений.
- Много земли просили?
- Были просьбы выделить под ДНТ, под частную застройку. Поступало даже обращение от одного из самых крупных бизнесменов республики выделить участок с местным аршаном под бизнес. А это дикий источник, которым пользуются все. Если бы я отдал его, получается, люди должны были уже покупать и так принадлежащую им святую воду. Я считаю, это нонсенс. Несмотря на его положение, я отказался подписывать документы.
- То есть, по вашему мнению, Виктором Очировым манипулировали обиженные на вас влиятельные лица?
- Да. После случая в кафе мы с ним встретились и разошлись абсолютно без претензий друг к другу. Тогда у нас с ним, я считаю, состоялся честный разговор. А все, что после, – грязная игра из-за обид. После новогодних праздников, когда в Иволгинске начались проблемы с отоплением, я выступил с резкой критикой в адрес и его, и председателя комитета по развитию инфраструктуры Александра Мункуева. Последнего я снял с должности. Думаю, вот тогда это и стало толчком для "возвращения к жизни" уже всеми забытого инцидента в «Жили-были». Виктор Очиров стал жаловаться «нужным людям». А уволенный Мункуев, хоть и не был очевидцем, неожиданно стал основным свидетелем по уголовному делу. А сейчас он заместитель Виктора Очирова…
- То есть Виктор Очиров фактически смешал личные проблемы с работой?
- Да он, наверное, и сам не понимал, как стал пешкой в чужих руках. Ведь когда он подал заявление в прокуратуру, я хотел понять, почему, хотел с ним встретиться, но он избегал. А через общих знакомых он честно ответил, что от него уже ничего не зависит.
- Ваше мнение о разговорах, что вы намерены остаться у власти в районе?
- Пишут, что предложение изменить устав - моя идея. Я, наоборот, категорически против. При таком варианте глава будет назначаться из числа депутатов. Он уже будет не избранным народом, а «карманным». Заинтересованные лица будут продвигать в депутаты «своих» ставленников, а из их числа назначать главу. Такой руководитель не только не будет соблюдать интересы жителей района, а будет находиться под влиянием определенной группы лиц. А главное, избиратели будут лишены законного права на прямое участие в выборах. Я принципиально против. Если депутаты пойдут по такому пути, обращусь в Конституционный суд. Я не согласен и с решением районного Совета депутатов о прекращении моих полномочий.
- Почему?
- Оно противоречит закону, потому что райсовет не наделен такими полномочиями. Есть перечень случаев, когда депутаты районного Совета могут отозвать, отстранить главу. После вступления в силу обвинительного приговора они должны были принять решение об объявлении досрочных выборов. И затем объявить дату проведения. Если приурочить их к декабрьским выборам, то с 4 по 14 сентября. Это было бы единственно правильное решение. А их действия дают право обратиться в суд.
- А вы будете обращаться?
- Нет, в таких случаях в первую очередь должна реагировать прокуратура, которая в данном случае бездействует.
- Вы обвинили и следствие, и суд в предвзятости…
- Это не голословные претензии, есть факты. Меняются показания свидетелей. И суд берет за основу лишь «удобные» - обвинительные. Когда проверку провела милиция, они изъяли видеозаписи с камер наблюдения кафе «Жили-были». Однако, когда материалы передали в Следственный комитет, запись странным образом исчезла. На суде следователь СКР даже не смог объяснить, куда она делась. А это было самое главное доказательство моей невиновности. Я считаю, это вопиющий факт. Когда свидетели признаются, что действовали под давлением следствия, судья даже не слушает. Все мои ходатайства отклонялись без веских оснований. Например, в деле фигурирует аудиозапись прослушки моих телефонных разговоров, которая, я считаю, смонтирована. Я просил направить ее на экспертизу, судья незаконно отклонил. И даже выступил в роли эксперта, подчеркнув, что не усматривает факт монтажа. Но каким образом? На слух?
- То есть вы считаете, что была дана установка вынести только обвинительный приговор?
- Да, я в этом уверен.
- Вы будете дальше обжаловать приговор?
- Скорее всего, да. Адвокат считает это необходимым.
- Вы пойдете на следующие выборы?
- Да.
Политика
4795