Страна еще не успела оправиться после катастрофы теплохода «Булгария», как волна ЧП прокатилась на авиатранспорте. На сей раз под прицел невидимых сил попали самолеты Ан. Трагические происшествия произошли накануне Дня Воздушного флота
Два крушения - на Оби и в Благовещенске - заставили людей вновь испытать тревогу и страх. Особенно это коснулось отдаленных северных районов, где единственный способ связи с "большой землей" - Ан-24.
«Летающая Булгария»
Сразу после первой авиакатастрофы в Томской области, в которой погибли семь человек, президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости прекращения использования самолетов Ан-24. Не прошло и месяца после его заявления, под Благовещенском совершил жесткую посадку точно такой же самолет. На авиафорумах самолет стали называть "летающей Булгарией".
Представители региональных авиакомпаний выразили беспокойство по поводу данного решения. Руководства трех красноярских авиакомпаний - "Катэкавиа", "Красавиа" и "Аэрогео" - выступили с открытым письмом к властям страны, в котором высказали негативный прогноз от предложенного запрета.
Авиаперевозчики отмечают, что для Сибири, Якутии и Дальнего Востока запрет Ан-24 будет означать "фактическую парализацию транспортной системы регионов, где авиация зачастую является единственным безальтернативным видом транспортного сообщения, а более 90 процентов местных перевозок обеспечиваются на устаревших воздушных судах советского производства".
Аналогов Ан нет
В основном воздушные суда типа Ан-24 используют небольшие компании, работающие в малонаселенных северных и восточных районах России. По словам экспертов, самолетов Ан-140, способных заменить Ан-24, выпускается мало, к тому же эти самолеты дорогие. Стоит такая машина порядка 20 млн. долларов. Более дешевых иностранных аналогов нет. В Европе выпускают современный ATR-42, но на нем установлено электронное оборудование, которое не подходит для использования на взлетно-посадочных полосах местных аэропортов. Они не могут садиться на грунтовые полосы, а в местных аэропортах пока только такие.
В Бурятии аварий с этими самолетами пока не было. Однако «старичков» среди машин хватает. Сейчас "Бурятские авиалинии" используют на регулярных рейсах 4 - 5 самолетов марки Ан-24. Все они 1968 - 1975 годов выпуска, т.е. получается, что самому старому самолету уже 44 года, при рабочем сроке в 60 лет. Естественно, при соответствующем сервисе.
О заявлении Дмитрия Медведева в авиакомпании пока ничего не знают.
- Сверху никаких указаний не поступало. Мы в недоумении. Если такое решение будет принято, возникнут проблемы с региональными перевозками, - ответил Валерий Кириллов, заместитель директора "Бурятских авиалиний".
Запретить нельзя, переоборудовать
Позже вице-премьер Сергей Иванов огласил предположение, что будет рассматриваться вопрос о выводе самолетов Ту-134 и Ан-24 из эксплуатации только на регулярных рейсах. С января следующего года авиакомпаниям будет разрешено сохранить чартерные перевозки при условии дооборудования этих самолетов системами предупреждения столкновения в воздухе и предупреждения столкновения с землей.
Установка такого оборудования - процедура дорогостоящая, порядка ста тысяч долларов. Не всем местным авиаперевозчикам она по карману. Наличие же такого оборудования не является гарантом безопасности. Это подтвердил известный случай с польским президентом.
Справка "Информ Полиса"
На сегодня российскими авиакомпаниями эксплуатируется 99 самолетов Ан-24. В основном они используются для авиасообщения с отдаленными районами России, куда другим способом добраться невозможно.
Сейчас "Бурятские авиалинии" выполняют регулярные рейсы на Ан-24 по следующим маршрутам: Улан-Удэ - Нижнеангарск, Улан-Удэ - Таксимо и Нижнеангарск - Иркутск. Чартерные рейсы выполняются до Якутска, Хабаровска, Иркутска и по другим направлениям.
Общество
4537