К 90-летию со дня рождения писателя Даши-Рабдана Одбоевича Батожабая, подготовлена программа юбилейных мероприятий.
Уже сейчас в стенах Республиканской детско-юношеской библиотеки работает книжная выставка «Человек щедрого таланта». В октябре состоятся «Батожабаевские чтения» для школьников, пройдут выставки и литературные вечера в библиотеках республики, в Национальном музее Республики Бурятия откроется экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. Свой подарок к 90-летию писателя и драматурга Д-Р. Батожабая представят и актеры Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намасараева.
- Кто видел его улыбку, тот навсегда ее запомнит. Кто слышал его шутливо рассказанную историю, у того она всегда будет в памяти. Когда судьба сводит с таким человеком, вы начинаете понимать: как же человек непрост, как он удивительно сложен, как он, великолепен и непостижим- сказал о нем прозаик Ванцетти Чукреев
- При сотворении Батожабая природа, как видно, была в состоянии беззаботности. В квашне теста к меду она примешала полынной горечи. Добавила пряностей, да земли, да воды из всех родников, да осколок дикой скалы, истолченной в песок, да невесть еще что такое же, одно с другим несовместное. И вышло творение, которое не вдруг сообразишь, на какую полку положить и с чем сопоставить. Был он неуемный, неуютный, неудобный, неуправляемый, совсем - совсем неизящный.- говорит переводчик романа «Горные орлы» Николай Ершов
- Беспокойный, порывистый, он жил широко и размашисто, не щадя своих сил и нервов, презирая беседы о правильном режиме жизни, о сохранении здоровья. Работал неистово, запойно. Странным образом уживались в нем почти детская непосредственность восприятия жизни, импульсивных реакций, наивная и безмятежно чистая доверчивость с умудренностью и эрудицией человека, прожившего большую нелегкую жизнь, с превосходным знанием людей и цепкостью взгляда, позволявшими с одного раза ухватить суть того или иного факта, события, распознать нутро человека. - вспоминает доктор филологических наук Василий Найдаков
Даши-Рабдан Одбоевич Батожабай родился в улусе Догой, раскинувшемся в Агинской степи в семье простого скотовода в 1921. После окончания в 1936 году Зугалайской семилетней школы в возрасте 15 лет Даши-Рабдан приезжает в Улан-Удэ и после неудачной попытки поступления в медицинское училище становится студентом театрального техникума.
Нетрудно представить в общих чертах жизнь любого учащегося театрального техникума. Много времени занимала учеба: общеобразовательные предметы – русский и бурятский языки, история, география; специальные предметы - мастерство актера, сценическая речь, ритмика, история театра. Почти ежедневные походы в театр, порою выход на сцену, встречи с мастерами искусства… И конечно, были бесконечные пылкие споры, дискуссии о значении театра… И мечты о большой, удачно сыгранной роли, о популярности…
Воспоминания детства, переживания, связанные с поступлением в училище найдут свое отражение в автобиографической повести «История детства Рабдана, сына Шалху» и в повести «Кто твой учитель?».
В бурятском театре, в конце 30–х годов шел процесс активного освоения мировой и русской классики, советской драматургии, создания национального репертуара.
В 1939 году, когда Даши-Рабдан Одбоевич закончил учиться и пришел работать в оперный театр, он застал там обстановку необычайного воодушевления: вышло постановление правительства СССР о проведении в 1940 году Декады бурят-монгольского искусства в Москве. В эту взволнованную, неистово работающую над собой, воодушевленную перспективой демонстрации достижений национального искусства среду молодых артистов и окунулся Даши-Рабдан, принятый в театр артистом хора. Рядовой участник этого творческого отчета перед практически всесоюзной ответственностью, он вместе со всеми участниками декады (а их было больше 600 человек) разделил радость большого успеха у московского зрителя, испытал чувство гордости за родной народ, столь наглядно раскрывший свой творческий потенциал.
Трудно сказать, как сложилась бы артистическая карьера хориста Д-Р. Батожабая. Может быть, он раскрылся бы как драматический актер. Но всего лишь через несколько месяцев после возвращения театра из Москвы грянула Великая Отечественная война и, как сотни тысяч советских юношей, двадцатилетний Даши-Рабдан добровольцем пошел в армию. Наверняка, он, как и другие добровольцы, торопился на фронт. Но стране, армии были нужны квалифицированные воины. И снова началась учеба. Высокий, крепкий юноша был направлен в летную школу гражданского воздушного флота 81-й авиа эскадрильи, и лишь после ее окончания его зачислили курсантом в Новосибирскую военно-летную школу. Сразу после окончания в 1943 году школы он в числе многих ее курсантов был направлен в город Бузулук слушателем высшего училища штурманов и летчиков 7-го офицерского авиаполка. В том же 1943 году молодых летчиков аттестовали как достаточно подготовленных специалистов, присвоили им офицерское звание и направили на фронт.
По прибытии на фронт он садится за штурвал тяжелого бомбардировщика дальней авиации, бомбившей в то время Берлин. Старший лейтенант Д-Р. Батожабай, командир экипажа во втором смоленском Краснознаменном авиаполку, как и вся страна, вложил все свои усилия в бессмертный подвиг советского народа.
Длинные будни войны с ежедневными боевыми вылетами, опасность смерти, не раз витавшая над головой и яростное стремление к победе. После окончания войны Даши-Рабдану Одбоевичу Батожабаю по воле судьбы пришлось сменить разные работы.
С 1945 года по 1952 год он работал в газете «Буряад-Монголой Yнэн», в радиокомитете редактором литературной редакции, художником – оформителем в колхозах Аги. Однако его не оставляла мысль о пьесах, которые он начал писать еще до войны, будучи артистом Бурятского драматического театра. Тогда им было написано несколько одноактных пьес.
В 1945 году, еще находясь в действующей армии, он публикует на страницах республиканских газет, выходящих в Улан-Удэ, фрагменты из своей поэмы «О юном баторе Сэнгэ и его друге Сунды Мэргэне», созданной на основе запомнившихся с детства народных сказок Поэма принесла Батожабаю довольно широкую известность.
Окрыленный успехом, Даши-Рабдан Одбоевич вскоре пишет свое следующее произведение – пьесу «Плоды победы». В последующем друг за другом появляются такие пьесы как «Малшад» («Скотоводы», 1948), «Дагбын алдуу» («Ошибка Дагбы», 1949), «Агроном болохоб» («Буду агрономом», 1952), «Шyyбэри» («Выигрыш», 1952).
С каждой пьесой обретает он все большую веру в себя, в свои силы. Ясно осознавая недостаток мастерства, специальных знаний он решает учиться дальше и поступает в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино. Однако уже через 2 – 3 месяца приходит к убеждению, что его призвание – писать для театра, а не играть на сцене, и переводиться в Москву, в Литературный институт имени М. Горького.
В годы учебы в г. Москве, активизируется творческая работа Батожабая, повышается художественный уровень его произведений. Наряду с пьесами он начинает писать рассказы. Но главными оставались пьесы, желание и стремление осуществить их постановку на сцене Бурятского театра драмы.
В 1954 году Д-Р. Батожабай пишет пьесу «Шобдог», многоактные пьесы «Огни на реке» и «Ход конем», которые были высоко оценены критикой и литературной общественностью республики. Более того, пьесы «Огни на реке» и «Ход конем» были удачно поставлены на сцене Бурдрамы. Так осуществилась давняя мечта и так «родился» драматург с большой буквы, внесший заметный вклад в развитие бурятского драматического театра.
50-е годы явились и годами успешного обращения Даши-Рабдана Одбоевича к прозе. В 1955 году появляется первое его прозаическое произведение «Песнь табунщика». Это повесть увлекательно и весело рассказывает о том, как юноша табунщик Тумэн приезжает в Москву, чтобы учиться в консерватории. На основе этой повести Батожабай в содружестве с Климентием Минцем и Евгением Помещиковым написал киносценарий. Кинокомедия, снятая по этому сценарию в 1957 году, обошла, все экраны страны и принесла автору широкую популярность. Прозвучавшая в фильме песня «Старшина милиции», стала поистине народной, а писателю после выхода фильма на экраны было присвоено звание почетного милиционера Москвы.
Главной же книгой в творчестве писателя является трилогия «Похищенное счастье». Трилогия была и остается явлением в истории бурятской литературы, мощным произведением, охватывающим огромное пространство от японского Токио до туманного Лондона, поднимающим широкий и глубокий пласт жизни народов на рубеже веков.
А в последние годы жизни Даши-Рабдан Одбоевич работал над романом «Горные орлы», отразивший один из самых драматических периодов гражданской войны в Сибири.
Д-Р.О. Батожабай ушел из жизни в 1977 году в расцвете сил и мудрости, оставив читателям мно¬гочисленные произведения - романы, повести, рассказы, пьесы, кото¬рые живут сегодня своей жизнью, сохраняя в людях память о своем творце.
Все эти годы неустанным хранителем творческого наследия Д-Р. Батожабая является супруга писателя Лхамасу Батуевна Батожабай.
Говорят: жить с великими людьми – нелегкий крест. Пережить и нести память о человеке – благородный и душевный труд. О том, какую роль играла супруга в жизни писателя, можно найти в воспоминаниях Валерии Михайловны Матвеевой-Рыбко:
- «Встреча с такой женщиной, как Лхамасу Батуевна, была, что называется, даром Божьим для Батожабая. Пришел конец его безалаберной, без постоянного угла, жизни. Лхамасу стала для него и любящей женой, и хранительницей семейного очага, домашнего уюта. Стала и его первой помощницей в писательских делах, секретарем его деловой переписки.
Имя писателя увековечено и на карте г. Улан-Удэ – улица им. Батожабая находится в п. Стеклозавода, где жил писатель с семьей. С 2001 г. Государственная республиканская юношеская библиотека носила имя Д-Р. О. Батожабая (ныне это Центр чтения юношества им. Д.Батожабая Республиканской детско-юношеской библиотеки).
Источник: пресс-служба Министерство культуры РБ
Фото: www.minkultrb.ru
Досуг
4296