Основатель «Большой Байкальской тропы» Андрей Сукнев рассказал «Информ Полису», как все начиналось.
12-летний Андрей шел позади всех. Грубые шерстяные носки больно натерли ноги, ботинки вязли в противной глине, перемешанной с грязью, а чугунный, грязный котел тяжело оттягивал руки. Раньше походы представлялись ему чем-то веселым и интересным. А на деле оказалось – грязно, холодно, трудно. «Ну и дался мне этот поход. Сидел бы дома сейчас. Никогда больше в походы не пойду», - мрачно думал мальчишка, шмыгая носом.
Через много лет Андрей Сукнев станет основателем масштабного проекта «Большая Байкальская тропа», а походы станут его увлечением, работой и смыслом жизни.
Первая встреча
Андрей Сукнев хорошо помнит, как первый раз в детстве встретился с Байкалом. Помнит, как сперло дыхание от восторга, когда увидел величественную гладь озера, раскинувшегося на многие километры. У кромки воды паслись пятнистые олени, над водой носились чайки. Казалось, что прекраснее этого места ничего нет.
- Это было похоже на волшебство. Я отношусь к тем старожилам, которые видели эту не тронутую человеком природу, - рассказывает Андрей. – К сожалению, сейчас у Байкала редко можно встретить оленей.
Первая встреча с Байкалом осталась в душе Андрея Сукнева навсегда. На всю жизнь он сохранил трепетное отношение к природе, восхищение многообразием ее форм. Впоследствии он объездил много стран, но ни джунгли Африки, ни экзотика Бразилии не поколебали его любви к родной бурятской природе.
- В каждой стране есть какие-то преимущества. Но наша уникальная Бурятия не сравнится ни с чем. Какие у нас ландшафты, какие горы, природные памятники! А сколько разнообразных, самобытных культур! – восхищается Андрей Сукнев.
Любовь Андрея к природе поддерживали родители. Они постоянно выезжали на природу и объясняли сыну, почему нужно бережно относиться к лесу. Андрей с теплотой вспоминает, как они с отцом с увлечением искали корешки, фантазировали: «Этот походит на собаку, а этот – на жирафа». Но главный урок Андрей получил от бабушки.
- Я точно не знаю, но, кажется, бабушка была политической ссыльной, - рассказывает Андрей. – Она очень любила природу. Сильно огорчалась, когда слышала о лесных пожарах, говорила: «Раньше, если люди узнавали, что леса горят, бросали все дела и бежали тушить. А сейчас что? Людям все равно».
Будущий создатель «Байкальской тропы» вспоминает, как бабушка бойко гребла в лодке. На Байкале был шторм, лодку мотало из стороны в сторону, но пожилая женщина гребла с поразительной легкостью. От смелой бабушки Андрей научился не бояться испытаний и твердо идти к своей цели.
"Люди – раковые клетки"
Еще до начала проекта «Большая Байкальская тропа» Андрей Сукнев начал заниматься развитием микро-гостиниц и хостелов на берегах Байкала. Идея таких микро-гостиниц была привлекательна и для туристов, и для местных жителей. Туристы жили в экзотичных для них условиях, а местные жители получали возможность заработать.
- Люди, живущие около Байкала, должны жить достойно, - говорит Андрей. – Обычно думают только о бюджете, забывая о людях. Это неправильно.
Однажды Андрей Сукнев задумался, почему в одних районах много туристов, а в других их нет. Провел по карте линию, объединив поселки… Так родилась идея «Большой Байкальской тропы».
Идея нашла отклик у коллег Андрея. Вместе они начали воплощать ее в жизнь. Проекту уже больше десяти лет. Андрей и его коллеги призывают людей к экотуризму – туризму, который не будет вредить никому. По словам Андрея, нередко людей можно сравнить с раковыми клетками, которые разрушают свою среду обитания.
- Мы – первые в России, которые занялись таким проектом, - рассказывает Андрей, - но мы делаем упор не на сам туризм, а на сохранение природы и людей.
Сама тропа представляет собой прорубленный коридор, позволяющий туристам свободно передвигаться. Полотно тропы должно быть ровное, чтобы ноги не уставали. Чтобы тропа не размывалась дождями, должны быть водостоки и другие технические приспособления. При этом все эти усовершенствования не должны бросаться в глаза. В этом году Андрей начал строить тропу, по которой может проехать коляска инвалида, ступеньки. Вместе с ним тропу строили инвалиды, волонтеры из разных стран и дети из Малокуналейского детского дома.
"Я счастлив, что могу испытать эту свободу…"
- У моего товарища жена после инсульта передвигалась на инвалидной коляске, - рассказывает Андрей. – Как-то он спросил меня: «Где мы можем отдохнуть на природе?». Я подумал и сказал: «Нигде».
Жизнь инвалидов-колясочников ограничена даже в городе, не говоря уже об отдыхе на природе. А между тем, по мнению Андрея, природа – лучший лекарь и педагог.
- Скольких людей природа может реабилитировать, вытащить из тяжелой депрессии и помочь почувствовать радость к жизни! Но возможностей таких сейчас нет, - говорит он.
Реабилитация детей
У Андрея Сукнева большой педагогический опыт. Работая в школе учителем физкультуры, вывозил ребятишек в походы. Когда он занялся проектом тропы для инвалидов, решил привлечь к работе ребятишек из детского дома.
- Часто выпускники детских домов – это потенциальные преступники. За «наших» ребят мы уверены – у них все сложится хорошо. Они увидели, что труд бывает в радость, научились азам строительства, у них полностью изменился взгляд на жизнь, - рассказывает Андрей.
Он уверен, что даже три дня на Байкале могут перевернуть всю дальнейшую жизнь ребенка. Природа в совокупности с полезным трудом может оказать большую пользу, чем «круглые столы» и законопроекты. В походе дети общались с молодыми инвалидами и, увидев, как они легко преодолевают походные трудности, стали стремиться к работе. Те ступеньки, которые делали ребятишки, были в разы лучше и качественней того, что делали взрослые.
Андрей мечтает, что когда-нибудь он сможет подготовить с десяток специалистов, которые могли бы заниматься с детьми в таких проектах.
- Это должны быть не просто обычные педагоги, но и люди, за которыми стремились бы дети. Такой «старший брат» должен уметь ходить в походы, играть на гитаре, знать восточные единоборства и несколько языков… Он должен быть интересен детям, - говорит Андрей Сукнев.
Планы у Андрея грандиозные и, кажется, трудно осуществимые, однако он уверен, что все получится.
- Я хотел бы подготавливать семейные пары, которые решились взять ребенка из детского дома. Ведь быть родителем – это тоже труд. Почему приемные дети так часто сбегают от своих родителей? Потому что они не интересны детям. Если бы все родители учились быть интересными для своих детей, детских домов бы не было, - убежден он.
"Хватит спасать мир"
Жена Андрея Светлана и его дети тоже любят туризм.
- Первый раз наш сын побывал в походе в девять месяцев, - рассказывает Андрей. – Вот такие мы немного сумасшедшие родители.
По словам Андрея Сукнева, Светлана поддерживает все начинания мужа, но иногда устает от проектов и идей.
- Иногда она вздыхает: «Может, хватит спасать мир?» - говорит, улыбаясь, Андрей.
Справка
Андрей Сукнев родился в 1961 году в Улан-Удэ, окончил 36-ю школу. После школы работал на авиационном заводе электромонтажником. Высшее образование получил в БГПИ, после отправился на службу в армию в Забайкальский военный округ, в Борзю. Работал в комсомоле, спасателем в службе спасения и учителем в родной 36-й школе. Женился в 1986 году. Туризмом начал заниматься в 1990 году.
Информационный партнер проекта
Телекомпания "Тивиком"
Партнеры проекта: Администрация президента и правительства Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Улан-Удэнский городской Совет депутатов