- Вы неординарная женщина с сильным характером, опытный управленец. В чем секрет вашей личности?
- Я обычный человек, как говорится, если ущипнуть, то вскрикну. Характер у меня от родителей. Мои мама и папа были такие разные люди! Мягкий, интеллигентный отец и властная сильная мать. И в моем лице получился такой вот микс. Во мне есть что-то от обоих. По-моему, получилось самое разумное сочетание жесткости и доброты – золотая середина (улыбается).
- Как вам удавалось на протяжении десятков лет успешно руководить? Причем вам были рады подчиняться даже мужчины.
- Я думаю, мне просто посчастливилось работать с профессионалами и единомышленниками. Конечно, от руководителя зависит, насколько слаженной будет работа коллектива. Я не скажу, что у меня была какая-то своя команда, меня назначали на должность, и я всегда приходила одна. В отличие от некоторых современных назначенцев, которые обожают брать с собой всю свою команду. Нет, у меня на месте уже создавалась дружная команда, и мы работали. Но в целом мне просто везло на людей, на профессионалов. Ну и я, думаю, была не худшим руководителем. Все-таки каков поп, таков и приход (смеется). А вот если говорить про мужчин, с ними приходилось сложнее. Им постоянно надо было доказывать, что ты хотя бы не глупее их.
Вообще чиновник, как сапер, должен предугадывать, как его решение отзовется. Но опять же правильные решения можно принимать, только основываясь на достоверной информации и качественном ее анализе. Раньше Госкомстат знал все. Теперь трудно верить цифрам. Они завышены, занижены. Их можно откорректировать, поэтому сегодня очень сложно, на мой взгляд, за деревьями увидеть лес.
- Правда ли, что тот, кто пользуется властью, становится одиноким?
- Смотря какой человек. Конечно, наличие власти вносит коррективы в отношения. Да и положение порой обязывает. Но если Фаина Раневская шутила, что ей хватило ума прожить жизнь глупо, то я скажу: мне хватило ума не менять друзей с очередным креслом. У меня есть друзья с 50-летним, 40-летним стажем, с которыми иду по жизни. Дружба - это дорога с двусторонним движением, нужно уметь уступать и не терять своей полосы.
- Вы по-прежнему обладаете авторитетом среди жителей Бурятии. Пытаетесь решать какие-то проблемы общества?
- Ну, я не могу согласиться с таким утверждением. Может, когда-то это и было, да и то среди тех, с кем я работала, а не среди всех жителей Бурятии. Что касается проблем общества… Увы, в свое время я сделала все, что могла. Сегодня другие времена, другие нравы, другие герои. Поэтому, уходя, я ушла и сейчас просто с удовольствием отдыхаю, находясь на заслуженном отдыхе. Правда, иногда обращаются ко мне предприниматели, права которых нарушаются с удивительным постоянством всеми ветвями власти. Причем, я бы сказала, с особым цинизмом и, что особенно прискорбно, со стороны правоохранительных органов.
- Современная Бурятия развивается?
- Конечно же, моя республика развивается. Но складывается такое ощущение, что Бурятия стала проходным двором. Бесчисленные байкальские форумы набили оскомину! Мне просто, как водителю, это доставляет массу неудобств! Но, главное-то, вся сила, на мой взгляд, и энергия правительства тратятся на проведение и подготовку очередного форума, приезда высокопоставленных лиц и т.д. А кто работает в это время? Кто-нибудь трудится внутри республики для ее жителей? Ощущение, что все госслужбы работают только для того, чтобы провести международный форум. А ведь провести форум – это трата не только времени, но и денег. Однако, самое обидное, как итог всех этих форумов, когда на заключительной пати говорят, вот, оказывается, никто не знал Бурятию, Улан-Удэ до этого форума. Во-первых, как это не знали? Во-вторых, где конкретный результат? Не понимаю. Открыли с помпой Центральный стадион. А что же наш Республиканский ипподром? Почему бы не обустроить его? Ведь там проходят наши национальные праздники – Сурхарбаны, в основе большинства состязаний которых - конные скачки. А где их сегодня можно увидеть?!
- Вы больше государственный муж, чем многие мужчины от политики. Кем бы вы еще могли стать, если бы не оказались на госслужбе?
- Я гуманитарий по призванию, но технарь по образованию. Я хотела бы стать тележурналистом либо юристом, однако поступила на мехмат за компанию с подругами. И пошло-поехало. Заявление о приеме на работу я писала единственный раз в жизни: когда устраивалась на свою первую работу инженером по технике безопасности хладокомбината. А дальше меня только назначали и переводили. Сейчас мне грустно смотреть на власть имущих. В то время были личности: что ни фамилия, то личность. Теперь катастрофически не хватает профессионалов и просто личностей. Сейчас заново создают Министерство торговли. Но кто там будет работать?! Я все больше убеждаюсь, что я вовремя родилась. Я бы не вписалась в нынешний строй. А слово «реформирование» меня просто пугает, потому что, как мне кажется, эти реформы проводятся просто ради реформ. Вот скоро грядут выборы. Вы заметили, что перед выборами все знают, что делать? А как делать, знают единицы. А после вообще забывают, что надо сделать.
- 26 августа вы отметили юбилей – 65 лет. Как прошел вечер?
- О, это был особый вечер с особой атмосферой. На мой первый юбилейный вечер после отставки я созвала только друзей. И приготовила им сюрприз - записала диск любимых песен в своем исполнении и подарила. Как они к этому отнеслись, не знаю - надеюсь, понравился. На диске песни Пугачевой, Ваенги и две мои авторские песни. Я, правда, не очень хорошо пою, но петь люблю, и только для друзей.
- Какая вы в быту?
- Я до 48 лет жила с мамой, весь быт был на ней. Я сама не богиня кухни, не королева грядок, но чистоту и порядок люблю. Я ценила уют, который создавала мама. Конечно, хотелось иметь сильное плечо, поменьше брать ответственности на себя. Но такого мужчины не нашлось. Иногда прищемит сердце, будто осталось что-то нереализованное. На самом деле я очень слабая женщина (смеется). Об этом догадываются, может, только близкие друзья. Я могу и прослезиться, и взгрустнуть. О, а как я обожаю жалеть себя (смеется).
- Почему вы не завели семью?
- Я пыталась завести семью. В 1972 году зарегистрировала брак, который через год распался. Вроде два хороших человека встретились, но, видимо, не судьба. Так я вышла замуж за работу. Но я не сожалею. Для чего-то я родилась, что-то сделала. Рядом со мной дочь, и она подарила мне внука. Я счастливый человек.
- Жизнь после 60 – для вас это?
- Если жизнь в 40 лет только начинается, то после 60 продолжается. Приоритеты у меня не меняются, ценности остались те же. Переход из одного десятилетия в другой - безболезненный. Одна я никогда не бываю. Живу активной жизнью, мобильна, сама вожу машину. Как-то один бурятский журналист сказал обо мне, что не представляет меня в тапочках. И это правда.
Досуг
3224
10 вопросов Валентине Дамбаин, экс-министру торговли РБ
Но, главное-то, вся сила, на мой взгляд, и энергия правительства тратятся на проведение и подготовку очередного форума, приезда высокопоставленных лиц и т.д. А кто работает в это время? Кто-нибудь трудится внутри республики для ее жителей?