С 8 сентября в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова в рамках Международного музейного проекта «Чайный путь. Гостеприимная Бурятия» начнет свою работу межрегиональная выставка «Многоликая реальность русской живописи»
Впервые бурятский зритель получит возможность познакомиться с интереснейшими произведениями русского изобразительного искусства, хранящимися в Томском областном художественном музее. Примечательно, что Улан-Удэ стал первым городом России, куда отправилась эта уникальная коллекция.
На экспозиции будут представлены полотна русских художников, работавших в русле реалистической живописной традиции, в которой воплотились многообразные грани видения человека, мира природы и мира вещей. Жанровая составляющая выставки разнообразна: пейзаж, портрет, натюрморт, а также уникальные образцы русской иконописи.
Коллекция икон Томского областного художественного музея невелика, насчитывает чуть более 200 экспонатов, но разнообразна по типам и стилистическому исполнению. Их временной диапазон следующий: отдельные памятники XVII и XVIII вв. и значительное преобладание икон XIX столетия. Шесть предметов этой части собрания и представлены в экспозиции выставки.
Значительная часть экспозиции знакомит зрителя с пейзажной живописью конца XIX – начала XX веков. Картина русского пейзажа рубежа XIX–XX веков на выставке достаточно разнообразна. Среди величайших мастеров изобразительного искусства представлена картина «Стога» К.Я. Крыжицкого, полотно «На берегу залива» М.К. Клодта, исполненное в манере, характерной для работ художника 1880-х годов. Увлекшись изображением морских просторов, Клодт отказывается от детализации, стремясь в русле тенденций 1880-х к созданию монументальных образов. Здесь же «Морской пейзаж» виднейшего художника-передвижника Н.Н. Дубовского, увлеченного возможностью показать сверкание солнца на воде, воспроизвести радужное отражение дробящегося света.
В экспозицию включены также пейзажи нескольких художников, оставивших заметный след в истории искусства Томской губернии, среди них работы крупнейших сибирских пейзажистов Г.И. Гуркина, Н. Шулпинова. Тремя работами представлен художник В.Д. Вучичевич–Сибирский, страстный путешественник, писавший пейзажи Сибири от Урала до Байкала – одна из заметных фигур в истории томского изобразительного искусства.
Жанр натюрморта будет представлен известным сибирским мастером В.И. Лукиным, художницей московской школы Е. Н. Виллиам, работой театрального художника итальянского происхождения И.А. Гранди. Что касается портретных произведений, то они отразили характерные для русской живописи этапы в традиции изображения человека. Самый ранний среди них «Портрет Н.И. Панина» – копия, выполненная Н. Яшем, с характерного для XVIII века парадного портрета, написанного одним из ведущих европейских портретистов А. Рослином. Отголоски венециановской традиции реалистического, идиллического изображения крестьян, несет на себе портрет крестьянской девушки, написанный неизвестным художником значительно позднее. «Портрет неизвестной» легенда приписывает кисти некого Крепенского. С тонким портретным чувством, фиксирующим черты ребенка, тактичным прикосновением к миру детской души, написан неизвестным художником XIX века «Портрет мальчика».
Предлагаемая вниманию выставка дополнит представления о русской живописи, даст новые впечатления от встречи с характерными образцами творчества выдающихся мастеров, познакомит с новыми для многих именами русских живописцев.
Досуг
1920