Туризм в Бурятии похож на студента-ботаника в рабочей семье. Мальчик весьма способен, является предметом зависти гостей, но по квартире ходит неприкаянным, с постоянными подзатыльниками
Несмотря на растущие показатели, туризм как отрасль продолжает быть объектом шуток или раздражения основной части жителей Бурятии. И пропасть непонимания увеличивается.
Головокружение от успехов
Министерство экономики Бурятии официально констатирует: за шесть месяцев 2011 года "проведение различных конгрессных и праздничных мероприятий способствовало росту услуг туризма на 19,7 %". Учитывая, что проведение "праздников" стало нашим экономическим приоритетом и программа уже расписана на год вперед, нет причин считать такие цифры разовым всплеском.
А на прошлой неделе за регион порадовался председатель комиссии по делам молодежи и туризму Федерального Собрания Владимир Жидких. По его данным, "в бурятскую ОЭЗ вложено 8,2 миллиарда рублей, причем 6,3 миллиарда — из федерального бюджета". Даже если из этих средств умыкнули значительную часть, как водится, то несколько миллиардов в экономику региона все-таки пришли.
Также Вячеслав Наговицын дал понять, что Туркой дело не ограничится: "На юго-западном побережье озера Байкал в местности Сухая ведется вторая очередь строительства туристско-рекреационного кластера "Подлеморье", этот инвестиционный проект включен в Федеральную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма России".
Ну и, наконец, компания Rusresorts планирует инвестировать 32 миллиарда рублей в новый круглогодичный горный курорт "Байкал".
— Горнолыжный курорт после запуска может обслужить больше десяти тысяч туристов — в зимний период гости будут кататься на лыжах, а в летний бродить по горам, заниматься альпинизмом и парусным спортом, — объяснил генеральный директор Rusresorts Петр Шура.
В конце 2013 года планируется начало эксплуатации горнолыжного курорта, компания планирует окупить вложения в течение 12 лет.
Успехи? Безусловно.
Граждане недовольны
Но в народе не видно ликования от столь безмерных успехов. На глазах за пару-тройку лет целая отрасль появилась с миллиардными государственными и прочими инвестициями, а население или игнорирует сей факт, или недовольно бурчит.
Понять людей можно. Конгрессный туризм, на который уже сделана ставка, привносит в неспешный и узкий Улан-Удэ локальные транспортные коллапсы. Число людей в форме на душу населения на улицах вызывает чувство обеспокоенности. Очереди, толкотня, пробки. Массовые гуляния под страхом давок. Проблемы городов, профессионально работающих на публику, проще созерцать по телевизору, чем испытывать на себе. Улан-удэнцы за прошедшее лето эту нехитрую мысль освоили.
В то же время власть занята сотнями VIP-гостей (и почти ничем другим). Как и куда их пристроить, на чем возить, чем кормить. Кроме просьб не пользоваться автотранспортом, людям не объясняют, во имя чего они терпят неудобства. Экономических плюсов никто не знает. А если нет из уст власти разумных и доступных аргументов, то все походит на блажь площади Советов. В результате разовый приезд Медведева люди перетерпеть в состоянии, но быть жертвами постоянного наплыва слишком важных персон они вряд ли согласятся. Вот вам и глухо фрондирующий Улан-Удэ в ответ на успехи в области туризма.
Туризм приносит мусор
На Байкале другая беда. Оазисы типа туркинского с миллиардными инвестициями — дело перспективное. Только у жителей Бурятии другая картина перед глазами — в понедельник после летних выходных берег похож на помойку. Власть с бизнесом за пару лет дружно устроили Байкалу рекламу, теперь местные жители ходят по колено в мусоре. По этому поводу к главам поселений периодически приезжает прокуратура и штрафует за тонны отходов, разбросанных по берегу.
Главы говорят своему народу и властям: мы можем убрать тонну мусора в рамках своего бюджета и полномочий. Но не можем убрать бесконечные тонны отходов "за всех гостей со всех волостей", накиданных в промышленных масштабах. Причем на территории в несколько километров.
В результате прибрежное население, которое вообще на Байкал никого не зовет, в принципе — им бы в огороде ковыряться да со скотом разобраться, — думает: а зачем нам такой туризм? Он для чего — для создания мусора? А зачем нам мусор?
И никто никому не говорит, видимо, во власти всех уровней, что действующая модель по уборке и сохранности берега не работает. Как всегда: процедуры есть, законы есть, даже желание есть. Но берег загаженный. Существующий механизм не работает, а новый очерчен лишь в каких-то смутных очертаниях. Вот вам и неудовольствие прибрежных жителей.
Туризм — это прежде всего гостеприимство. И тут одним "освоением средств" не отделаешься. Пока от туризма большая часть населения видит один лишь вред, никакого гостеприимства не будет. Если власть, окрыленная успехами, не начнет стратегически думать над минимизацией ущерба морального и материального для местного населения, про туристический рай можно вообще не задумываться. Так что пока инвестиции отдельно, а туризм отдельно.
Общество
3840