Протоиерей Всеволод Чаплин в последние годы так часто позволял себе заявления, предполагающие перестройку общественных нравов под церковные каноны, что теперь практически любая его неосторожная реплика способна вызвать скандал
От автора предложений по учреждению общероссийского народного дресс-кода и православных ночных клубов невоцерковленная публика словно бы ждет средневекового мракобесия и находит оное даже там, где изначально его не было.
Последним примером можно считать растиражированное СМИ сообщение о том, что отец Всеволод, отвечающий в Московской патриархии за взаимоотношения церкви и общества, от лица РПЦ призвал проверить на предмет пропаганды педофилии «Лолиту» Владимира Набокова и «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.
Поводом для явления призрака святой инквизиции перед возмущенными блогерами послужило интервью протоиерея одной из радиостанций. Честно говоря, ничего скандального в самом интервью не было: о. Всеволод вел речь о том, что общество «должно серьезно подумать, может ли быть легальной пропаганда преступных действий взрослых по отношению к детям».
-И если эта пропаганда сама по себе преступна, то нужно осудить эти действия, — заявил он и попался на провокативную реплику ведущего, который не без сарказма заметил, что тогда и Набокова с Маркесом можно записать в пропагандисты.
- Давайте изучим, — ответил о. Всеволод. — Это вопрос для серьезного изучения.
Что сказано, то сказано. Еще Фрейд призывал обращать внимание на оговорки и обмолвки, за которыми могут скрываться истинные намерения.
Изучение мировой литературы с целью выявления преступных наклонностей авторов — занятие увлекательное. Если с «Лолитой» «все всем ясно» (если книгу не читали, то уж одну из экранизаций видели), то, бьюсь об заклад, многие бросились листать сагу о семье Буэндиа из города Макондо. И нашли среди бесчисленных персонажей произведения нобелевского лауреата Ремедиос Прекрасную — девушку, с малолетства подвергавшуюся насилию, а потом вознесенную на небо в момент развешивания белья. В принципе здесь можно усмотреть не только элементы педофилии, но и призыв к нарушению правил безопасности воздушного транспорта (есть такая статья в УК) и заодно — к нарушению закона всемирного тяготения.
А взяться за Вильяма нашего Шекспира: «Ей нет еще четырнадцати лет», — говорит о Джульетте ее кормилица. Кстати, и Ромео был немногим старше. Явная пропаганда! Да что Шекспир. Странно, что до сих пор компетентные органы не обратили внимания на двусмысленный интерес, который проявляют к мальчикам взрослые дамы: Снежная королева и Белая колдунья из Нарнии? В принципе отец Всеволод мог указать правоохранителям на поведение многих персонажей — от Аркадия Ивановича Свидригайлова до лирического героя песни Цоя про восьмиклассницу.
Кстати, борьбу церкви с различными литературными искажениями нельзя считать безрезультатной. Издается же сейчас наряду с известной всем сказкой Пушкина о попе и его работнике Балде версия этой сказки в редакции Жуковского. В ней главный герой уже не поп, а купец. В пресс-службе патриархата считают, что переиздание этой версии — вклад в популяризацию великих русских поэтов.
Источник: "Московские новости"
Общество
1790