При демократии одна партия все свои силы тратит на то,
чтобы доказать, что другая не способна управлять страной,
– и обычно обеим удается то и другое.
Генри Менкен, американский публицист
Более половины россиян, если судить по опросам, поддерживают партию «Единая Россия» и готовы проголосовать за нее в декабре этого года. Казалось бы, почему? Ведь весь Интернет ворчит по этому поводу, не поддерживает партию власти, называя ее «партией жуликов и воров».
Думается, при проведении социологических опросов с нормальной репрезентативной выборкой у половины опрашиваемых вступает в силу условный рефлекс. Ведь они уже дважды голосовали на думских выборах за «Единую Россию», поддерживали выдвиженцев именно этой партии на выборах другого уровня.
Вопрос в том, почему они это сделали. Допустим, половина поверила обещаниям партии, рекламе, а некоторые, отличающиеся особой сообразительностью граждане даже прочитали программу «Единой России». Среди второй половины проголосовавших никто программу этой партии точно не читал. Их просто заставили прийти на выборы и проголосовать «как надо».
Речь идет о чиновниках, бюджетниках (учителях, врачах и пр.), а также военных. «Упал – отжался» звучит так же, как «приказали – проголосовал». Это в случае с нашей доблестной армией.
Пресловутый административный ресурс, который на всех выборах используют чиновники всех уровней, выработал в них самих, более мелких чиновниках, а также в бюджетниках условный рефлекс поддержки того, кто находится у власти. Тут алгоритм другой: «Не проголосуешь – лишим премии, уволим».
Такой же алгоритм действует и в случае митингов «Единой России». Лишь партийная молодежь ходит туда за деньги, остальные – в добровольно-принудительном порядке. Кому же хочется лишиться премии? Или быть уволенным.
Поэтому, когда люди, уже голосовавшие за «Единую Россию», участвуют в опросах, у них срабатывает условный рефлекс. Они могут на кухне или в Интернете плеваться и поливать грязью партию власти, но отвечают социологам, что поддерживает ЕдРо.
В общем, прав был старик Павлов, прав. Единственное утешение: слова «Единая Россия» вызывают у граждан условный рефлекс высокого порядка. Мы ведь человеки, а не собаки.
То есть настоящей демократии, где партии (пусть даже и две основные, как в США) реально борются друг с другом, доказывают избирателю, кто из них лучше, честнее, полезнее для избирателя, у нас нет. И не будет в ближайшее время.
Даже если исчезнет так называемая «партия жуликов и воров». Ведь как сказал покойный Виктор Черномырдин: «Что бы ни создали, все КПСС получается».
Точнее получается, что более половины населения страны у нас Homo Edinorosus.
Мнение автора почти никогда не совпадает с мнением редакции.
Политика
2702