«Среднее образование загнивает», – резюмировал молодой учитель истории одной из улан-удэнских школ, которому накануне 1 сентября этого года от безысходности пришлось уволиться, оставив любимую профессию, о которой мечтал и к которой стремился
По признанию Владимира, из его школы вместе с ним ушли практически все молодые коллеги (около десяти человек). Уволились и все его однокурсники, работавшие учителями в других школах. Разочарованный молодой учитель решился на откровение и рассказал «Информ Полису» о причинах массового бегства.
На голом окладе
Проработав два года в системе образования и сменив за это время две школы, Владимир не выдержал мизерной зарплаты в размере 5500 рублей. Этот голый оклад ему удавалось зарабатывать при минимальной 18-часовой нагрузке. Увеличить свою зарплату, например, большей нагрузкой он и не пытался, так как не видел в этом никакого смысла.
- От того, что ты берешь классное руководство, денег не прибавится (от 1 до 3 тыс. рублей), зато забот будет по горло. Это абсолютно невыгодно. Классное руководство означает оставаться в школе с утра до вечера. Основная зарплата зависит от стимулирующей части, - говорит Владимир. – Но эта система очень странная, в моей школе это тайна, покрытая мраком.
Распределение стимулирующего фонда происходит на «кухне» руководителей. Вопрос денег не имеет никакой гласности. Руководители и учителя - словно два клана, и разделяет их зарплата.
Завучи получают свыше 30 тыс. рублей, а зарплата директора, по слухам, доходит до 70 тыс. рублей, говорит Владимир. Опытные учителя получают максимум 10 - 15 тыс. рублей. По его мнению, с такой зарплаты должны начинать молодые учителя, а не пробиваться к ней через долгие годы кропотливого труда.
- Когда я после армии вернулся работать в школу, в первые три месяца проработал без стимулирующей части. Мне сказали, что надбавок я не получу, так как фонд уже распределен в декабре. Я элементарно не успел, - удивляется молодой человек.
«Сколько стоит балл?»
Это самый популярный на сегодня вопрос среди учителей, сообщил Владимир. Начисляются баллы за квартал, то есть по итогам трех месяцев. Учителя стараются заработать их, берут на себя классное руководство, участвуют в конкурсах и прочих мероприятиях.
Однако критерии начисления этих баллов по всему городу до сих пор неизвестны, и учителя не в курсе, кто и по какой системе им проставляет эти злосчастные баллы.
- Все мои попытки увеличить зарплату были тщетны. Руководство никак не шло навстречу. Оно даже не принимало мое заявление на повышение квалификации, в результате которой я мог бы увеличить свой оклад. Завуч объясняла это тем, что Центр повышения квалификации не принимает заявок, - рассказывает Владимир.
Правила маразматиков
Во время карантина, когда дети сидят дома, учителей обязывают приходить в школу и отсиживать свои часы. Безропотные педагоги приходят, и им ничего не остается, кроме как сплетничать целыми днями.
- Я получаю образование в магистратуре, и однажды сессия выпала на время карантина. Попытался отпроситься у руководства, на что директор заявил, что у меня никакой учебы быть не должно: «Ты получаешь за это зарплату и поэтому просиживай свои часы здесь!». Это полный абсурд, - считает молодой учитель. – Можно сделать вывод, что учителя должны просто умереть в школе, чтобы получать «нормальную» зарплату!
Оставаться в школе на весь день – это стагнация, считает наш собеседник.
- Учитель, на мой взгляд, должен разносторонне развиваться, а не сидеть запертым в стенах школы. Молодые учителя идут работать в школу от безысходности, по этой же причине и уходят. Коллектив не омолаживается. Из-за огромного разрыва в возрасте между старыми учителями и учениками возникает конфликт непонимания.
Школы без молодых учителей приведут образование к гибели. Очевидно, что старым учителям с многолетним стажем просто надоела их работа. Они работают без какой-либо искры в глазах, делая свое дело, словно роботы. И к какому будущему приведут нас дети, получающие такое образование? - вопрошает молодой педагог.
Надежда умирает последней
- Среди всего курса я единственный мечтал стать учителем, - говорит Владимир. – Окружавшие люди отговаривали меня от этой затеи. Во время практики в университете с денежным вопросом я, конечно, не столкнулся. Тогда понравилось все. Я знал о низкой зарплате учителей, но почему-то всегда надеялся на лучшее. Наверное, это юношеский максимализм. Думал, уж я как-то смогу пробиться, но не ожидал, что столкнусь с такой бюрократической машиной. Такая ситуация, мне кажется, в большинстве школ.
Свое настоящее имя молодой человек просил не раскрывать, потому что надеется вернуться в систему образования.
Какую зарплату вы считаете достойной для школьного учителя?
Меньше 10 тысяч - 103 (3,78%)
От 10 до 20 тысяч - 345 (12,65%)
От 20 до 30 тысяч - 1061 (38,91%)
От 30 до 50 тысяч - 808 (29,63%)
Больше 50 тысяч - 410 (15,03%)
Общество
4241