Политика
2104

Сибирские города соревнуются на рынке креативных идей

Улан-Удэ – столица прибытий

Сибирские города соревнуются на рынке креативных идей

19 сентября в Иркутске прошло заседание Координационного совета Союза представительных органов муниципальных образований Российской Федерации, в котором принял участие председатель Улан-Удэнского городского Совета депутатов Александр Голков. В ходе разговора выяснилось, что вопросы межмуниципальных отношений в той или иной степени касаются практически всех аспектов деятельности представительного органа власти столицы Бурятии

Говорить на одном языке

В мероприятии приняли участие главы муниципалитетов и представители дум 12 крупных городов России – Москвы, Рязани, Тольятти, Пскова, Волгограда, Читы, Якутска, Магадана, Улан-Удэ и других. Гости изучили опыт Иркутска в инновационном развитии и в реализации ряда социально значимых проектов.

• Решение о создании Союза представительных органов местного самоуправления муниципальных образований России было принято 11 апреля 2003 года. Членами Союза являются 70 крупных городов России: Екатеринбург, Калининград, Тольятти, Тюмень, Якутск, Казань, Хабаровск, Краснодар, Сочи, Новороссийск, Улан-Удэ и др. Уникальность данного объединения заключается в том, что вся работа организована без взимания каких-либо взносов и платежей (аналогов подобной организации в России нет).

- Мы рассмотрели инновационные проекты иркутян и псковичей, - говорит Александр Голков. – Из первых рук получили информацию, которая оказалась весьма полезной. Сегодня все абсолютно четко понимают, что простое закачивание средств в инфраструктурные проекты не слишком привлекательно для инвесторов. Нужна какая-то «фишка».

Как считает А. Голков, сегодня уже не страны конкурируют и даже не регионы - конкуренция идет на уровне городов. Те же иркутяне сделали ставку на комплексное развитие новых городских микрорайонов и на примере проекта 130-го жилого квартала доказали, что способны в течение короткого времени его реализовать. А в Пскове усилия акцентировали на социальных инновациях и развитии туристического потенциала.

Председатель Улан-Удэнского горсовета считает, что столица республики в качестве такой «фишки» может использовать позиционирование Улан-Удэ как одного из самых древних городов России. Тем более что эта идея (кстати, впервые высказанная на официальном уровне А. Голковым) вполне реализуема со всех точек зрения.

- Отсчет возраста нашего города с гуннского городища не означает, что мы пытаемся переписывать историю, - считает А. Голков. – Мы очень хорошо знаем историю города, его основателей, знаем, как развивался Верхнеудинск - Улан-Удэ. Но гуннское городище может стать хорошим туристическим брендом. С этой точки зрения «удревление» возраста города очень важно для Улан-Удэ. Процедура эта очень сложная, пройти ее нужно всем вместе. То есть это должна быть не только идея городского Совета. И правительство, и Народный Хурал должны подключиться к продвижению этого вопроса. Только в этом случае мы сможем совершенно спокойно получить все необходимые заключения.

• На общероссийском уровне действуют такие объединения муниципальных образований, как Конгресс муниципальных образований (учрежден 43 ассоциациями и союзами муниципальных образований России), Союз российских городов, Союз малых городов России и др. При подготовке законопроектов, затрагивающих интересы местного самоуправления, органы государственной власти должны запрашивать мнение ассоциаций и союзов муниципальных образований для учета интересов населения муниципальных образований.

На иркутской встрече Александр Голков выступил с сообщением, в котором позиционировал Улан-Удэ как «столицу прибытий» и «восточные ворота страны». И предложил детский оздоровительный лагерь «Байкальские волны» превратить в круглогодичный проект с международным статусом. Участники Координационного совета к этой идее, кстати, отнеслись с большим интересом.

Говоря о предстоящем через пять лет юбилее столицы республики (по традиционной хронологии), председатель Улан-Удэнского горсовета отметил, что у нас появился хороший шанс использовать эту дату для качественного рывка в развитии города. Но сделать это без больших финансовых ресурсов будет сложно. Все-таки инвестиционные проекты требуют времени для их подготовки и осуществления. Поэтому нужно использовать опыт иркутян, которые смогли «пробить» соответствующий Указ президента РФ и попасть в официальный календарь памятных дат.

Синдром «старшего брата»

Вопросы, решаемые в сфере МСУ, часто требуют совместной координации усилий. Именно для этого создаются организации межмуниципального сотрудничества и заключаются соглашения и договоры между муниципальными образованиями, имеющие публично-правовой характер. Это так называемые правовые акты о сотрудничестве. Улан-Удэнский горсовет практикует такую форму межмуниципальных отношений как соглашение о сотрудничестве с сельскими территориями республики, соседними регионами и даже с представительным органом дружественного нам государства.

• Соглашения Улан-Удэнского городского Совета депутатов о сотрудничестве подписаны:

24 марта 2008 г. - с районным Советом депутатов муниципального образования «Тункинский район».

15 мая 2008 г. - с Хуралом представителей граждан города Улан-Батора.

26 сентября 2008 г. - с районным Советом депутатов муниципального образования «Кабанский район».

21 ноября 2008 г. - с районным Советом депутатов муниципального образования «Закаменский район».

20 октября 2009 г. - с районным Советом депутатов муниципального образования «Баунтовский эвенкийский район».

26 июня 2010 г. - с Якутской городской Думой.

9 сентября 2010 г. - с Думой города Иркутска.

19 ноября 2010 г. - с Советом депутатов города Новосибирска.

28 мая 2011 г. - с Думой городского округа «Город Чита».

10 сентября 2011 г. - с Омским городским Советом депутатов.

При этом улан-удэнским депутатам удалось избежать распространенной ошибки, когда представители более крупного МО занимают позицию «старшего брата», который нередко диктует свои условия.

- Такая позиция – это глупость, - считает Александр Голков. - Здесь должна быть только позиция равных партнеров. Но мы прекрасно понимаем и другое – у нашего городского Совета все-таки возможностей и ресурсов больше. Мы совершенно спокойно с нашими коллегами из районов обсуждаем все вопросы. И когда они к нам обращаются за помощью, мы оказываем ее безвозмездно. В рамках подписанных соглашений мы помогаем коллегам с пояснительными записками, с обоснованиями. У нас достаточно много форм сотрудничества, и никакого доминирования нет.

Это подтверждает и весь опыт взаимодействия с коллегами. Не случайно председатель Кабанского райсовета Виктор Суворов признал, что накопленный опыт оказался на редкость успешным. По словам Виктора Федоровича, сотрудничество развивается по разным направлениям. Так, кабанцы доработали свой рабочий регламент с учетом положений, которые заложены в регламенте горсовета. Также депутаты из Кабанского района ознакомились с тем, как выполняют наказы избирателей городские депутаты.

Подписанные с районными советами соглашения предусматривают не только расширение и укрепление сотрудничества между депутатами, но и взаимодействие народных избранников в защите общих интересов на региональном уровне, в совместной правотворческой деятельности, направленной на развитие социально-экономического, торгового и культурного сотрудничества для наиболее эффективного использования природных, экономических и трудовых ресурсов обоих муниципальных образований.

Если говорить о межрегиональном сотрудничестве, то стало известно, что в ближайшее время состоится подписание соглашения с Хабаровской городской думой. У этого города есть чему поучиться. Хабаровск в 2011 году официально признан самым благоустроенным городом России.

Упущенное время

По свидетельству Александра Голкова, хотя идея введения института сити-менеджмента родилась в Улан-Удэ одной из первых в России, сегодня мы уже от тех же партнеров по Союзу представительных органов отстаем.

- Пока мы все это обсуждали, многие уже этот институт ввели, - говорит А. Голков. – Те же псковитяне говорят, что в 2005 году у них тоже было неоднозначное отношение к этому вопросу. А сегодня достаточно посмотреть, какими темпами развивается Псков (да и многие другие города), чтобы убедиться в целесообразности введения сити-менеджмента. Приятно, что тот вариант Устава городского округа, который мы у себя разработали, использован многими нашими коллегами, лежит в основе уставов многих городов и успешно работает.

Не в пользу Улан-Удэ и ситуация, сложившаяся с исполнением городом так называемых столичных функций. Если в большинстве других городских округов, являющихся административными центрами регионов, средства из бюджета выделяются по инициативе региональных властей, то столица республики вынуждена бороться за эти деньги.

- У иркутян таких трудностей нет, потому что необходимые средства выделяет Законодательное собрание области. У нас все наоборот, - говорит А. Голков. – В повестку очередной сессии Народного Хурала внесен вопрос о десятипроцентном сокращении поступлений в муниципальный бюджет от налога на доходы физических лиц. Понятно, что мотивируют это необходимостью субсидирования нужд здравоохранения, но ведь это напрямую негативно отразится на горожанах. Мы против того, чтобы чиновники без участия депутатов представительных органов проводили такую работу.

Подготовил Валерий Цыдыпов.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях