Километровая асфальтированная дорожка для пешеходов появилась в степи, там, где почти не ходят люди. Жители сел Нурселение и Нижняя Иволга не понимают, зачем строители тратят столько денег на никому не нужное благоустройство
При этом у сельчан нет воды, многие жители ДНТ живут без электричества, а во всем поселении нет ни одного детского сада.
- Я считаю, что это нецелевое использование средств, - говорит житель села Нижняя Иволга Гомбо Гомбоев. – Я согласен, что надо построить ограждения, чтобы коровы не ходили. Но деньги из федерального бюджета просто-напросто выбросили в пустоту. По обе стороны вдоль трассы поле. Кто здесь будет ходить?
Строительство тротуаров началось в конце летнего сезона, и рабочие должны были успеть заасфальтировать дорожку до холодов. Такая спешка наводит на мысль, что Управление федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал", которое занимается благоустройством трассы, не успевает освоить выделенные Москвой деньги. И судя по всему, это как раз те средства, которые выделило государство в рамках проекта «Дороги России».
Власти уже сообщали, что в этом году в республику поступили беспрецедентные суммы на ремонт и строительство дорог – более 4 млрд. рублей. Часть из них израсходовали на ремонт придворовых территорий в Улан-Удэ, а часть пойдет на строительство федеральных дорог, в том числе обхода вокруг Кяхты.
В целом федеральные дороги проходят по 30 населенным пунктам республики. Проекты комплексного обустройства разработаны для 21 населенного пункта Бурятии.
На 10 из них в нынешнем году уже получено финансирование из федерального бюджета. Кроме тротуарных дорожек по проекту планируются строительство металлических ограждений и освещение федеральной трассы.
Теперь люди не погибнут
В начале 2011 года появлялась информация, что в населенных пунктах республики, вдоль федеральных трасс, будет комплексное обустройство. Об этом сообщал начальник Управления федеральных автомобильных дорог "Южный Байкал" Александр Битуев.
Он говорил о том, что в районах будут сделаны тротуары, перильные ограждения, препятствующие выходу пешеходов и животных на проезжую часть.
— Около ста километров федеральных дорог в Бурятии проходит в пределах населенных пунктов. Когда интенсивность движения транспорта была маленькая, это не создавало проблемы. А сейчас она растет, идут большегрузные, скоростные автомобили, повысилась аварийность. В населенных пунктах часто нет тротуаров, зимой все завалено снегом, хламом, люди выходят на федеральные трассы и идут по ним. Гибли люди, а теперь этого не будет, — многообещающе заявлял тогда Александр Битуев.
Однако на деле тротуары оказались совсем не нужными. Во-первых, они расположены далеко и от жилых домов, и от дороги.
- Естественно, люди здесь ходить не будут. Когда они идут по трассе, надеются остановить «попутку». А как они будут останавливать машины с тротуара, который гораздо ниже проезжей части? - смеется Баир, водитель 131-го маршрута.
«Маршрутчики» каждый день ездят по оживленной федеральной трассе и уверены, что тротуар тут не нужен.
- Здесь в день человек 10 пройдет, не больше, - говорит водитель. – Лучше бы остановки сделали.
Моя хата с краю
В беседе с журналистами подтвердил ненужность тротуаров и глава села Нижняя Иволга Александр Мархаев. Но вот, когда утверждали план стройки, он промолчал.
- Они с нами согласовывали, и мы были не против. Здесь будут еще ограждения, чтобы коровы и люди не ходили через дорогу. Я не знаю, сколько стоит это все, сколько километров они собрались строить.
Трасса федеральная, и деньги тоже дает Москва, – рассказал глава села Нижняя Иволга Александр Мархаев, который предпочел сразу отстраниться от неудобных вопросов.
До сих пор, по словам главы, люди не нуждались в таком тротуаре. Однако с усмешкой заявляет, что, как только дорожку построят, люди начнут по ней ходить.
- Многое зависело от глав поселений. Почему они молчали, когда принимали план? - возмущается Александр Битуев, начальник УпрДор «Южный Байкал». – Вот, например, в Иволгинске Виктор Очиров три раза отправлял проект на доработку, никак не соглашался с нашими предложениями.
Действительно, глава поселения «Иволгинское» сделал все возможное, чтобы благоустройство принесло пользу населению, а федеральные деньги не были израсходованы впустую.
- У нас в поселке построят три километра тротуаров, и я уверен, что все они будут востребованы, - считает Виктор Очиров.
Теперь жители Нижней Иволги и Нурселения гадают, как приспособить одинокий тротуар в степи к своим нуждам. Кто-то считает, что на нем можно кататься на велосипеде и на роликах из одного поселка в другой. А кто-то радуется, что теперь можно возить воду за несколько километров не по пыльной земле, а по асфальту.
Как сообщило Управление ГИБДД МВД по Бурятии, раньше на этой трассе часто сбивали людей, но после того, как на некоторых участках сделали освещение, здесь не гибнут.
Комментарий Александра Битуева, руководителя Управления федеральных автодорог «Южный Байкал»:
- Это федеральные деньги, и мы имеем право тратить их на благоустройство только федеральной трассы. Это непосредственно сама трасса и 15 метров от нее. Мы согласовали план благоустройства и с Госавтоинспекцией, и с главами поселений.
Кроме того, всем сразу не угодишь, всегда будут люди чем-то недовольные. Тротуары еще не готовы, поэтому говорить о том, нужны они или нет, рано. У нас по поселкам пройти невозможно: нет ни освещения, ни дорог. Поэтому люди будут выходить на освещенную и заасфальтированную тротуарную дорожку.
В первую очередь мы создаем нормальные условиям тем людям, которым ночью приходится идти по трассе. Хотя таких и не много. Я вчера проехал по этой трассе, посмотрел. Да, возможно, пока тротуар смотрится не совсем к месту и смешно.
Но хорошо смеется тот, кто смеется последним. Сегодня поставлена задача сделать комплексное благоустройство. И через пять лет, когда поселки разрастутся и дома подойдут к трассе, мы уже не будем возвращаться к этому вопросу. Это хороший задел на будущее.
Общество
3002