14 октября театр Русской драмы открыл 83-й театральный сезон премьерой «Трех сестер» Антона Павловича Чехова. Первый спектакль, поставленный Анатолием Баскаковым в ранге худрука театра, оказался весьма посредственным
Есть повод поворчать на тему искусства.
За 9 месяцев, что прошли с момента назначения Анатолия Баскакова художественным руководителем Русского драмтеатра имени Николая Бестужева, труппа родила спектакль. «Три сестры». Классика. Роды были трудными. Ибо это Чехов.
Видимо, не обошлось без кесарева. Ведь в 2011 году Антона Павловича ставить чрезвычайно сложно. Потому что за сто с лишним лет его пьесы сотни раз ставили в сотнях театров от Калининграда до Владивостока и за рубежом.
Баскакову удалось сделать что-то новое. Но это новое явно не заслуживает большой сцены нового здания Русдрама. Использование всей глубины сценической площадки режиссером, привыкшим творить на маленькой сцене, сыграло с ним злую шутку. Перед премьерой Анатолий Баскаков предложил зрителям, у которых были места с краев зрительного зала сдвинуться в центр. «Такова специфика спектакля», - отметил режиссер. Публика покорно пересела. И, действительно, если вы сидите с краю, то не видите и половины того, что происходит в глубине сцены. По-моему, это явное неуважение к зрителю, которое нельзя оправдать никакой «спецификой».
Но Бог с ним. Оригинальная «воздушная» выгородка, в которой много дверей, обыграна чрезвычайно банально. Из-за нее у артистов слишком много лишних движений, ненужных истерик, которые драму превращают в комедию, а комедийные моменты пьесы Чехова в унылое сами знаете что.
Музыкальное сопровождение написано специально для баскаковских «Трех сестер» его детьми Дарьей Баскаковым и Евгением Вороновским. Ничего особенного. По-моему, наиграть четыре такта вальса на синтезаторе может любой ученик музыкальной школы.
Публика ожидала шикарного света (режиссер обещал!). Но предложенные решения можно осуществить в любом доме культуры, оснащенном софитами советских времен.
Теперь об игре артистов. Шикарна Ольга в исполнении Марины Ланиной. В этом спектакле веришь лишь ей, да Галине Шелковой, исполняющей роль престарелой няни Анфисы. И, конечно же, бесподобен сторож земской управы Ферапонт (Сергей Левицкий), который в версии Баскакова похож на Терминатора (у Чехова – дряхлый глухой старик).
Не полностью, по-моему, раскрылся Сергей Васильев, играющий роль барона Тузенбаха. Про остальных лучше промолчать. Удивительно, почему актеры провинциального театра не смогли передать тот дух провинциализма, который сквозит у Чехова чуть ли в каждой реплике.
Анатолий Баскаков утверждает, что спектакль «наберет форму» к 10-12 показу. Возможно. Но, по-моему, через несколько показов загнать на просмотр этих «Трех сестер» в Русдраму можно будет лишь школьные классы, «проходящие» Чехова, да «роту красноармейцев».
В общем, «надо работать» или возвращаться «В подвал! В подвал! В подвал!».
Досуг
4690