Общество
4664

Больше всего в Улан-Удэ меня поразили дуганы в Иволгинском дацане. Мечтаю построить такой дом. Кто создает и строит эту красоту? И что символизируют узоры?

Шэрээтэ-лама Аюр рассказал нам, что на территории Иволгинского дацана восемь дуганов. Еще один - Гунриг-дуган - в данный момент строится

Денис Цыренжапов

- Больше всего в Улан-Удэ меня поразили дуганы в Иволгинском дацане. Мечтаю построить такой дом. Кто создает и строит эту красоту? И что символизируют узоры?

В поисках ответов «ИП-знайка» отправился в Иволгинский дацан.

Шэрээтэ-лама Аюр рассказал нам, что на территории Иволгинского дацана восемь дуганов. Еще один - Гунриг-дуган - в данный момент строится. В дацане есть свои художники, которых обучают в буддийском университете «Даши Чойнхорлин» им. Дамба-Даржа Заяева. Двое преподавателей по живописи – Цырен-багша (декан факультета буддийской живописи) и Чимит-багша - обучают свои группы учеников. Как оказалось, Иволгинский дацан единственный во всей России обучает лам искусству танкописи и художественному мастерству.

Символика

Каждый дуган имеет свое предназначение, свое божество. Снаружи все дуганы имеют одни и те же элементы, но могут исполняться по-разному, на усмотрение художника. Цырен-лама наглядно рассказал о каждом узоре.

5.jpg

Обязательные элементы:

1. Гнезда ласточек окрашиваются и чередуются в четыре цвета: синий, зеленый, желтый, красный. Сравним гнезда самого первого дугана 1946 года постройки с дворцом Итигэлова. Как видно, художник имеет большую свободу для фантазии.

2. Цветки лотоса также четырехцветные (красный, синий, оранжевый, зеленый). Позолоченные кружки – это зеркала, своеобразная защита, отражающая негативную энергию.

3. Маленькие деревянные кружочки, опоясывающие дуган, символизируют четки.

4. На каждом дугане можно заметить колесо учения с двумя ланями: колесо образно символизирует Будду, а лани – это его первые ученики. Общий смысл данного элемента – распространение буддизма.

5. Загнутые носом вверх концы крыш – это заимствованный элемент из Монголии и Китая. В архитектуре бурятских старинных дуганов крыши изначально были с прямыми концами.

6. Узоры на кончиках крыш, напоминающие цветок, называют «бадра». Это растительный орнамент, распускающийся цветок, внутри которого драгоценность - жемчужина (эрдэни). На концах крыш висит колокольчик.

- Мы вбираем все самое лучшее и красивое от соседей-буддистов, можем экспериментировать с покраской, размерами и формами, но соблюдаем обязательные элементы, - говорит художник с десятилетним стажем Цырен-багша.

7. На верхушке крыши – ганджир (шпиль). Состоит он из дублирующих элементов. Внизу большой колокол, затем пояс (колесо учения), цветок лотоса. Далее эти элементы дублируются в меньшем размере - образуется купол. Сверху композиция завершается сосудом (бумбэ). Ганджир обязательно заполняется девятью драгоценностями (золото, деньги, сталь, медь и другое), книгами, крупами пяти видов. Наполненный сосуд символизирует неиссякаемость буддизма.

В основном на дуганах используются растительные орнаменты, часто можно увидеть сильных животных - дракона, гаруду (мифическую царь-птицу), льва, тигра, слона.

Строительство дворца Итигэлова продлилось около пяти-шести лет. Только на проект художники потратили два года. Работа очень кропотливая. Трудилось над дворцом около десяти художников-студентов. Резьбу делали наемные работники – резчики, их в Улан-Удэ много.

Мастерская

Видно, что в этой кузнице кипит настоящая творческая работа. Чего только там нет! Резьба, лепка, фигурки божеств из папье-маше, глиняные пирамидки. Делают они также маски для ЦАМ.

- Мастерская для художников и плотников одна, что неудобно. Собирается много пыли, - говорит Цырен-багша.

Посередине комнаты большая фигура из папье-маше, привезенная из музея для реставрации. По стенам холсты – танки, над которыми трудятся студенты-выпускники. В этом году у Цырен-багши три выпускника.

- Вообще в каждом дацане должен быть художник, поэтому набираем ребят из районов, обучаем их по 5 - 7 лет, и они возвращаются к себе на родину, - рассказывает Цырен-багша.

Сам Цырен-багша работает художником с 2000 года. Приехал он в Иволгинский дацан вместе с двумя друзьями-художниками. Поговорив с шэрээтэ-ламой, они организовали мастерскую и с сентября 2001 года открыли факультет. Первый их выпуск уже пополнил преподавательский состав, некоторые вернулись к себе на родину.

- Я делаю то, что умею, и мне это нравится, - завершает нашу беседу Цырен-багша.

Узнавала Оксана Базарова.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях