75 лет назад, 21 октября 1936 года, пять девушек из Бурятии вышли на лыжах в путь длиной в 6 тысяч километров. Тот пешелыжный переход Улан-Удэ – Москва установил мировой рекорд
Там, где сейчас магазин «Спорттовары» на улице Ленина, был в 20-х годах завод «Механлит». Его молодые рабочие Александр Баранников, Исай Альцман, Семен Ицкович первыми в республике организовали лыжный однодневный переход на самодельных лыжах. Их изготовил талантливый физкульторганизатор и литератор Семен Ицкович с псевдонимом Метелица. Первый многодневный лыжный переход по Селенгинскому аймаку в конце 20-х годов организовал Александр Толмутолов. В те годы лыжный спорт был одним из самых популярных в стране. Советские спортсмены старались ставить удивительные рекорды. В 1935 году туркменские конники совершили переход Ашхабад – Москва через пески Каракумов. Через год и наша республика решила доказать силу своих спортсменов. Почему решили отобрать для пешелыжного перехода Улан-Удэ – Москва девушек и как их выбирали, сейчас узнать уже невозможно. Несомненно одно, состав девушек идеально соответствовал советской пропаганде об идейной молодежи.
Комсомолки, спортсменки, красавицы
Колхозница Мария Хахалова, студентки музыкального училища Елизавета Константинова и Надежда Сункуева, слесарь инструментального цеха ПВЗ Софья Тыхеева и инструктор спортобщества «Динамо» Вера Любимская. Она и возглавила команду как чемпионка республики по лыжам и велоспорту.
До преклонных лет дожила только Софья Тыхеева, ее последние интервью о том походе печатались в 80-х годах. По ее воспоминаниям, готовили девушек целый год. Начали с небольших переходов в 20 – 25 км. Склоны Березовки девушки исходили вдоль и поперек. Великолепный лыжник, поэт и писатель Семен Метелица поставил им технику лыжного хода. В дни октябрьских торжеств 1935 года лыжницы совершили пеший переход в Кабанский аймак протяженностью 100 км. В январе 1936 года они прошли на лыжах по маршруту Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Удэ (560 км). В феврале этого же года они совершили более трудный и длинный лыжный переход по маршруту Улан-Удэ – Иркутск – Усть-Орда – Бохан – Кутулик (850 км).
Среднесуточная скорость в этом переходе достигала 75 км. Байкал был форсирован юными лыжницами в течение суток при 50°С мороза. Всего за период подготовки команда сделала пешелыжные переходы протяженностью почти 3000 км.
И вот 21 октября 1936 года на площади Революции отважная пятерка тронулась в путь.
Первый снег
В 1936 году снег выпал относительно поздно. Первый снег застал наших девушек только в Нижнеудинске. Они кричали «ура!», ведь можно было встать на лыжи. Скорость передвижений резко возросла. За этим необыкновенным переходом следила вся страна. Этапы его подробным образом освещались газетами всех областей, через которые проходили наши лыжницы.
– Бывало, глубокой ночью до селеньица доберемся, а там никто не спит, огни горят – встречают нас, обогревают чаем и душевным теплом. Кажется, ни капельки сил не остается, а рассказываешь людям, делишься впечатлениями. Друг друга мы, участницы перехода, берегли: оттирали щеки, вытаскивали из сугробов.
Новый, 1937, год девушки встретили в Барабинске. Вместо елки – ветка в графине, Настя Сункуева – Снегурочка, вместо шампанского – лимонад. Девушки веселились, не подозревая, какой страшный сюрприз им приготовила малонаселенная суровая Барабинская степь – буран при 30-градусном морозе.
Испытание
– Жужжат телефонные провода, снежный вихрь вокруг такой, что в пяти шагах от тебя ничего не видать. Стали поезда, движение в тот день было парализовано, – вспоминала Софья Тыхеева памятный день 2 января 1937 года.
Сторож, путевой обходчик, пустил участников знаменитого похода в свою будку. Там началось комсомольское собрание.
– Команде – выход навстречу бурану! – сформулировала повестку комсорг и душа команды Лиза Константинова.
«За» проголосовали 6 участников, в том числе все 5 девушек. Против выступил только один командор, самый старший и опытный Леонид Бобыкин.
– Основывался на трезвом расчете: прежде всего, гарантировал безопасность перехода, иными словами, сохранность наших горячих голов, – признавалась спустя годы Софья Тыхеева.
Оказалось, что даже сторожу властные органы прислали телеграмму «Задержать группу». Сторож, сославшись на приказ, отказался возвращать девушкам маршрутную книжку.
– Вот и наш командор заколебался, приказ есть приказ, зачем рисковать, если вся страна за нашим переходом следит, – объясняла Софья в старости.
Но в молодости им были нипочем все трудности.
«Украшенные морозом»
– Нельзя, дяденька, таким бессердечным быть! – выманила-таки Вера Любимская маршрутный лист.
Девушки считали, что нельзя сбиваться с темпа, с ритма перехода. Решили двигаться любой ценой. Карабкаясь чуть не ползком, проваливаясь в глубокий по пояс снег и падая, двинулись навстречу бурану. В тот день они преодолели 27 км вместо привычных 70 – 80.
– Хотя «украсили» рубцами от морозных ожогов щеки, на очередном привале лица моих подруг светились счастьем. Этот момент стал переломным. Необычайную веру в свои силы мы тогда обрели, – вспоминала Тыхеева.
Расстояние в 500 км по Барабинским степям они преодолели за 5 суток. У Москвы девушек настигла распутица. Тогда они «поменяли» день на ночь. Шли ночью, с вечерних сумерек до утра. Этим установили рекорд ночного и абсолютного суточного перехода – 127 км.
– Что поднимало нас в 6 утра? И что двигало вперед через снежные заносы, когда костюмы наши превращались в ледовый панцирь? Когда от лютого мороза плохо защищали даже фетровые маски, когда так хотелось остановиться, опереться на лыжные палки и уснуть стоя. Ответ на все эти вопросы один – высокая цель и настоящая комсомольская дружба, – отвечала Тыхеева.
Сны на ходу
Она вспоминала свой сон на ходу под Москвой. В ту ночь мартовский снег убегал из-под ног. Уставшие девушки решились на короткий привал. Софья облокотилась на палки. Чтобы не прозевать уход своих, поглубже наступила на лыжи впереди стоящей Марии Хахаловой. Это был расчет на то, что Мария тронется в путь и Софья это почувствует. Девушка уснула мгновенно и во сне очутилась в родном Улан-Удэ у кинотеатра «Эрдэм».
– Вот наша маршрутная карта над кинотеатром, и флажок есть, который всем землякам показывает, насколько мы за день передвинулись. На душе хорошо, флажок уже совсем близко к столице продвинут, еще немного осталось и… А почему же я возле «Эрдэма» очутилась? Почему не в пути, беспокойство меня охватило… – вспоминала сон Тыхеева.
Она очнулась одна в темноте. Услышала голос комиссара: «Эй, кто там спит?!». И настигла своих, прибавив ходу.
– Республика была всегда с нами, в пути. Поезда навстречу попадались, пассажиры из окон приветствовали, а мы, кивая, говорили друг другу: «Люди расскажут, что мы в пути, что нас видели…» – возвращалась мыслями в поход Софья. – «Откуда вы родом, девчата?», «Из какого далека идете?!» – вопросам встречающих не было конца. И мы с гордостью за свою республику, за свой край рассказывали о гиганте индустрии – ПВЗ, о свершениях в области культуры, искусства, образования на своей родине, в прошлом отсталой окраине царской России.
И вот 6 марта 1937 года пятерка отважных девушек достигла, наконец, финиша на московском стадионе «Динамо», пройдя 6045 км за 93 ходовых дня. Наши землячки установили мировой рекорд по дальности перехода. Их наградили орденом «Знак Почета».
«Своим знаменитым переходом Улан-Удэ – Москва отважные дочери бурят-монгольского народа… показали образцы отваги, смелости, мужества, геройства и культурного роста народов БМАССР», – писал в те дни Совет Национальностей Центрального исполнительного комитета Союза ССР.
В 2001 году в честь легендарного перехода на площади Революции (место старта лыжниц) была открыта памятная доска с именами покорителей столь длинного пути.
Досуг
2976