Уполномоченный при президенте России по правам ребенка пригрозил руководителям министерств и ведомств Бурятии увольнениями и наказаниями
24 октября уполномоченный по правам ребенка России Павел Астахов встретился с президентом Бурятии Вячеславом Наговицыным. Уполномоченный рассказал, что Бурятия занимает 1-е место в России по чрезвычайным ситуациям в детских соцучреждениях, а в районах республики плохо работают органы опеки.
Сироты в лучшем случае вырастут иждивенцами
– Вы стоите на первом месте по ЧС в России. Это плохо. У вас дети 12 – 13 лет совершают тяжкие преступления – убийства. Это страшнейший сигнал, когда дети младшего возраста начинают совершать такие тяжкие преступления. Это значит, что они живут в совершенно неблагополучной среде, ими никто не занимается, они видят только насилие и жестокость. Эти мальчишки – преступники, которые способны на преступление, они также способны и на героический поступок. Только им никто вовремя не объяснил, что надо совершить – подвиг или преступление, – рассказал Павел Астахов.
Астахов заметил, что все эти минусы были выявлены прокурорскими проверками, однако в некоторых соцучреждениях не знают о их результатах.
– Когда социальный педагог не может ответить, какие недостатки были выявлены, понятно, что они никогда не будут ликвидированы. То есть она не знает, что именно в ее работе выявлены недостатки, – объяснил уполномоченный.
Опека работает плохо
Число неблагополучных семей в республике также одно из самых высоких. Эта проблема, по мнению Павла Астахова, связана с историческим расселением.
– В этом регионе расселяли очень много ссыльных и после отбытия наказаний, – заметил он.
Два года назад в Бурятии было создано базовое ведомство – Республиканское агентство по делам семьи и детей. Такие структуры есть всего в 16 регионах. Именно агентство должно отвечать за очень плохую работу системы опеки, считает Астахов.
– А во многих муниципальных районах Бурятии опека очень плохо работает. Профильные министры будут держать за это спрос и ответ, – пригрозил Астахов.
Уполномоченный по правам ребенка считает, что с сегодняшней ситуацией в России мы не можем иметь столько детских домов, где в лучшем случае вырастут иждивенцев.
– Они будут на все готовое приходить и ждать открыв рот, когда туда мы положим еду, чистое белье, новые носки, одежду. Поэтому надо делать упор на семейное устройство детей, – сообщил Астахов.
Чудеса административной бюрократии
Рассказал Павел Астахов и о проблеме обеспечения жильем детей-сирот. В Бурятии квартиры для детей без родителей строятся, но все же очереди остаются. По мнению юриста, чтобы решить проблему за несколько лет, нужно строить не 200, а 500 социальных квартир в год. Сейчас почти полторы тысячи сирот, которые переросли 18-летие, нуждаются в жилье.
– Хочется верить, что у вас мера по обеспечению жильем семьи, где семь и больше детей, реализовывается. Недавно я приезжал в Нижний Новгород, и там был случай, когда семью с 11-ю малолетними детьми выселяют из трехкомнатной квартиры и заселяют в комнату. В 21 метр поселить 11 детей и двоих взрослых очень сложно, – рассказал Астахов. – Вот они – чудеса административной бюрократии.
Статистика по преступлениям против детей, по мнению Астахова, не совсем объективна.
В тех районах, где оперативная работа поставлена плохо, некоторые преступления вообще не выявляются.
– Нормой стало бить ребенка, калечить. Страдают самые маленькие детишки – до года, до двух лет. За это должна быть адекватная ответственность. Если человек лишил ребенка жизни, значит, должен поплатиться своей жизнью. Нет у нас смертной казни, значит, пожизненно сидеть должен. А не так, что 19-летний убил девочку и дали ему 24 года. Ну в 43 выйдет из тюрьмы. А он не должен из тюрьмы выйти, 150 лет надо дать, тогда все остальные задумаются, – предложил Астахов.
Павел Астахов пробудет в Бурятии два дня. За это время он посетит ряд детских социальных учреждений республики и проведет совещание с руководителями министерств и ведомств, отвечающих за благополучие семьи и детей.
Фото: А. Бояркина.
Общество
4934