Вышел в свет библиографический очерк об Алексее Тиваненко - создателе самых громких сенсаций Бурятии. Читинское «Экспресс-издательство» в книге «Наедине с минувшими веками» раскрывает его как историка, краеведа, писателя, журналиста, руководителя гуманитарной программы экспедиции "Миры на Байкале" и политического деятеля. За 50 лет научной, краеведческой и литературной деятельности им опубликовано более 70 работ
Напомним лишь о некоторых громких открытиях и проектах Тиваненко – шестиметровые щуки в Гусином озере, снежный человек на Хамар-Дабане, нашумевшие на весь мир поиски тела венгерского поэта Шандора Петефи в Баргузине, отшельнический скит на Большой речке, Меркитская крепость в Мухоршибири, наскальные рисунки по всей республике, «Золотой запас Российской империи», или «Золото Колчака», и многое другое…
Монстры Гусиного озера
Впервые Алексей Васильевич услышал историю о существовании 6-метровых щуках в Гусином озере в 1962 году от местных жителей. Он решил написать об этом статью. Вскоре после публикации в редакцию газеты «Правда Бурятии» на его имя стали поступать письма, где описывались случаи нападения щук на людей. Впрочем, эти монстры так и не были обнаружены, но всего лишь два месяца назад версия Тиваненко получила неожиданное подтверждение!
Члены Федерации подводного плавания Бурятии искали в озере остатки древнего дацана, который ушел в свое время на дно озера. В пучине дайверы увидели больших рыб длиною более 1 метра.
- Но мы должны учитывать то, что вода увеличивает размер предметов, – говорит Алексей Тиваненко. – Возможно, речь шла о двухметровых рыбах. Я разговаривал с экспертами по этому поводу, по их рассказу понял, что рыбы таких размеров бывают, только не щуки, а сомы и осетры. Однажды мы выловили осетра длиною более трех метров в озере Байкал, и это было официально зафиксировано.
Золото Российской империи
Во время экспедиции «Миры» на Байкале» Алексей Тиваненко осуществил несколько глубоководных погружений, став первым археологом и историком, кто опускался на дно Байкала с научными целями. Ранее он собирал сведения для своей «Летописи событий», произошедших за всю историю озера Байкал, и мог дать пояснение на случай обнаружения на дне затонувших кораблей, упавших самолетов и железнодорожных составов. В частности, о купеческом «серебряном» обозе с 3 миллионами рублевых монет и так называемом «золоте Колчака». Легенды о них широко распространены среди жителей Забайкалья, а вот точное место нахождения кладов не было известно до сих пор.
Серебряный обоз кяхтинских купцов был найден в первый же год трехлетней экспедиции, но не поднят. А вот «Золото Колчака» нашли только в августе 2010 года, поскольку координаты крушения эшелона были приблизительными. В итоге были найдены первые шесть золотых слитков среди покоящихся на дне искореженных камнепадом железнодорожных вагонов. Но именно в это время завершилась трехлетние работы по изучению Байкала. Клад остался лежать на недосягаемой глубине до того момента, пока наука не найдет способ его извлечения со дна.
Меркитская крепость
Во время одной из экспедиций Алексей Тиваненко с помощником Иваном Батуевым, решил проверить сообщение тугнуйских жителей о существовании среди скал горы Хандагатай некоей пещеры. Взбираясь на гору, они заметили дорогу, поднимающуюся зигзагами на вершину. Дорога вывела на ровную обширную площадку, огражденную каменным валом оборонительной стены. Там они обнаружили не открывавшийся столетиями замаскированный вход. Он был завален камнями. Проникнув туда, Тиваненко и Батуев были поражены. Они попали не просто в пещеру, а в искусственно прорубленный коридор шириною и высотою 2 метра и уходивший в глубь горного массива. Там были строения, искусственно построенная дорога.
Продолжение маршрута вывело исследователей на вершину горной гряды, на которой оказалось немало других сооружений: некие выдолбленные чаши, кресла, горизонтальные желоба и др. Закопченность ряда чаш явно свидетельствовала в пользу того, что это были сторожевые наблюдательные посты, с которых подавались дымовые сигналы в случае нападения вражеского войска.
- Мы не знали, к кому это могло относиться, – говорит Алексей Васильевич. – Потом, когда я был в национальном музее Улан-Батора в Монголии, увидел, что они помещают меркитов в Забайкалье. Археология допускает, что они жили где-то в Забайкалье. А прочитав «Сокровенное сказание монголов», я задался вопросом: «Не меркитская ли это крепость?
Дальнейшая работа ученого привела к созданию карты предполагаемого меркитского государства от слияния Орхона с Селенгой на юге до Баргузинской долины на севере. Центральное место занимали развалины строений дворца - ставки хана меркитов Тохтоа-беки в Нарсатуе и Сутае, и та самая горная крепость в устье р. Тугнуй, впадающей в Хилок.
Конфликт с Потаповым
Как патриот России, Тиваненко не принял силовую смену политического строя и распад СССР. В то время когда состоялся разгром КПСС и начались репрессии против коммунистов, он приступил к созданию КПРФ и стал редактором партийных газет «Коммунист Бурятии» и «Рабочая правда». Но многое в работе соратников противоречило его идейным установкам. От устного недовольства руководством Рескома Алексей Васильевич перешел к критике в СМИ, обвиняя их в предательстве интересов народа, в соглашательстве с властью. В итоге его отстранили от всех общественных партийных должностей и исключили из рядов КПРФ.
К тому моменту Алексей Тиваненко сумел объединить коммунистов города Улан-Удэ вокруг кандидата в мэры столицы Бурятии Валерия Шаповалова и с их помощью обеспечил ему победу на выборах. Новый мэр стал прорабатывать вопрос об учреждении Улан-Удэнского городского комитета КПРФ. Алексей Тиваненко, в качестве советника руководил непосредственным партстроительством.
Однако Шаповалов в должности мэра продержался всего один год. У него не сложились отношения с главой республики Леонидом Потаповым, который дважды своим указом отрешал его от должности. Но он всякий раз восстанавливался по суду. Осенью 1997 года против Шаповалова было возбуждено уголовное дело, его отстранили от должности и заключили под стражу.
В итоге беспрецедентного давления Шаповалов был вынужден уехать из республики. А вместе с ним ушел и Алексей Тиваненко.
- Я до сих пор поддерживаю связь с Валерием Шаповаловым, - вспоминает он. – После отъезда из республики он работал в команде губернатора Красноярского края генерала Лебедя. Затем работал в Министерстве экономического развития в Москве, работал помощником полпреда в Южном федеральном округе. После этого Валерий Шаповалов оказался в Ставропольском крае и занимался муниципальной реформой. Ему предлагали пост президента Бурятии, но он категорически отказался и, поработав помощником Владимира Путина, Шаповалов отошел от политики.
Между тем, в 1998 году Алексей Тиваненко выпустил в Москве свою первую антипотаповскую книгу «Дорога в никуда» и судился с властью. В 2004 году он выпустил вторую антипотаповскую книгу «Забайкальский тупик», а в 2007 году вышла его третья книга из этого цикла – «Юрий Скуратов: жизнь и борьба».
- Сейчас всё это позади. В прошлом году у меня состоялась встреча с Леонидом Потаповым, - рассказал Алексей Тиваненко. – Мы с ним хорошо поговорили. После чего расстались хорошими друзьями. Обычно я шучу, что раньше моей целью жизни была борьба с Потаповым. А теперь эта цель исчезла, и бороться больше не с кем.
Сейчас Алексей Васильевич отошел от политических дел. Теперь у него появилась возможность полностью погрузиться в научную деятельность. И тем самым порадовать нас своими новыми открытиями.
Источник: ИД "Буряад Yнэн"
Фото: 1tv.ru
Политика
5208