Общество
4050

Чем дышат жители столицы Бурятии

Дым от котельных и пожаров, выбросы промышленных предприятий и пыльные бури – причины смога над городом

О том, чем мы дышим, «Информ Полису» рассказала Сэсэг Санжиева, руководитель отдела природопользования и охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства Улан-Удэ. Специалист утверждает, что вредные вещества в воздухе над Улан-Удэ есть во все времена года: летом - это пожары, зимой - котельные, а все остальное время выбросы от автотранспорта.

 Тем не менее обстановка с загазованностью в столице Бурятии гораздо лучше, чем в других крупных промышленных городах России.

Автотранспорт губит наши легкие

Главный способ борьбы с автомобилями-загрязнителями – строительство дорог, развязок, подземных переходов и уширение улиц. Одним словом, необходимо делать все, чтобы в городе не было пробок.

схема.JPG

Именно в местах заторов больше всего вредных для здоровья веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Во-вторых, должен быть жесткий контроль над качеством топлива. Сейчас весь мир переходит на топливо, соответствующее экологическому стандарту Евро-4. Но когда оно начнет массово выпускаться в России, да и действительно ли оно будет настолько экологичным, как уверяют его производители?

В-третьих, свою роль играет экономическая обстановка в республике.

 Жители Бурятии пока еще не могут позволить себе покупать новые экологичные автомобили, поэтому чаще всего ездят на подержанных машинах со значительным пробегом. Как известно, чем старше транспорт, тем больше выбросов.

- Хотя у японских автомобилей показатели по выбросам значительно лучше, чем у наших авто, - рассказала Сэсэг Санжиева. - Особенно серьезные выбросы регистрируются при использовании дизельного топлива. При этом оно у нас очень плохого качества.

Именно на дизельном топливе ездит почти весь общественный транспорт Улан-Удэ – это более двух тысяч автобусов малой вместимости и около сотни больших автобусов.

Штрафы за «черный дым» из глушителя взимать очень сложно. Для того чтобы сделать замеры, необходимо останавливать водителя на линии, а полномочий на этого нет ни у инспекторов ГИБДД, ни у экологов.

- Управление ГИБДД может останавливать машины только на посту, а экологические органы практически отстранены от этого, - рассказывает специалист, - если у автомобилиста есть на руках техосмотр, по закону мы не можем ничего ему предъявлять.

Тепловой комплекс – основное зло Улан-Удэ

По словам Сэсэг Санжиевой, основное зло для экологии – это предприятия теплоэнергетики: многочисленные котельные, ТЭЦ-1 и печное отопление частного сектора.

Решить проблему можно только жестким контролем над котельными. А ТЭЦ-1 вообще по всем параметрам экологических исследований пора выносить за пределы Улан-Удэ. Сейчас станция оказалась в самом центре города и большим языком накрывает юго-западную часть Улан-Удэ.

В последнее время город застраивается сетью мелких котельных, которые невозможно контролировать. Мелкие ИП устанавливают для своих небольших магазинов и столовых самодельные котельные.

- Такие небольшие производства стоят далеко от трасс и вынуждены строить свои котельные, - объясняет Сэсэг Санжиева, - да сейчас и по центру стараются ставить котельные, потому что централизованное теплоснабжение не всегда качественное, да к тому же дорогое удовольствие.

Переселить горожан или вынести предприятия за город?

В Бурятии не настолько развита промышленность, как в других регионах России. И в этом есть свои положительные стороны. Отсутствие тяжелой металлургической промышленности, производства медицинских препаратов и бытовой химии - несомненный плюс для экологии региона.

Однако и те небольшие предприятия, которые есть в Улан-Удэ, вносят существенный вклад железа, бензола, ксилола и прочей гадости в состав вдыхаемого нами улан-удэнского воздуха.

Во время исторической городской застройки понятий о нормативах не было, и сейчас экологические службы пытаются разработать проекты по спасению горожан. Они предлагают либо переселить людей из санзоны, либо перенести предприятие за город. И то, и другое стоит больших денег.

- Но не надо впадать в крайности, надо реально смотреть на вещи. Если учитывать еще и шумовые факторы, то нам полгорода надо переселять, но мы не можем этого сделать, - поясняет эколог.

Есть города, где население гораздо больше страдает от загрязнения атмосферы. В таких промышленно развитых городах, как Уфа, Кемерово, объявляются так называемые режимы НМУ (неблагоприятно метеорологические условия). В такие моменты, когда дым не рассеивается, а над городом нависают тучи, метеорологи вынуждены объявлять этот режим.

При его введении предприятия переходят на ослабленный режим работы. У нас же редко объявляют НМУ, а предприятий, которые должны приостанавливать работу, можно по пальцам пересчитать.

Пожары и пыльные бури начинаются весной

Пожары – еще одна из категорий источников загрязнения окружающей среды. Чаще всего дым накрывает город летом, когда горят леса. Особенно ясно это видно в безветренную сухую погоду или во время повышенной влажности, когда смог опускается ниже и практически стелется по земле. В 2003 году город задыхался в дыму, когда близ Улан-Удэ горела большая площадь лесного массива.

В тот год уровень загрязненности или индекс загрязнения атмосферы в Улан-Удэ превысил максимальную отметку в 14 (очень высокий) и составил 22,3. В этом году в летние месяцы уровень загрязнения составил 14.

Еще один источник загрязнения воздуха – это пыльные бури. Во время весенних ветров по всей площади города на два метра поднимается пыль. Причина всему – отсутствие газонов и зеленых насаждений.

- Это же пустыня Сахара, очень мало газонов и деревьев, - объяснила эколог.

В периоды повышенной задымленности в первую очередь страдают люди с астмой и заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Однако, по мнению специалиста, экология не главный фактор, влияющий на здоровье населения.

- Я считаю, что только экологических заболеваний не может быть. На здоровье влияет сразу несколько факторов, начиная от того, что мы пьем и что мы едим, и заканчивая экономической обстановкой в стране, - рассказывает Сэсэг Санжиева.

Предприятия-загрязнители:

ОАО «Улан-Удэнский авиазавод»

ЛВРЗ

ТЭЦ-1

«Бурятмяспром»

Локомотивное депо

«Икат-плюс»

«Улан-Удэстальмост»

«Байкалфарм»

ТЭЦ-2

Заудинский мелькомбинат

Улан-Удэнская птицефабрика

«Теплоприборкомплект»

Самые грязные места Улан-Удэ находятся рядом с промышленными предприятиями и с главными автомагистралями

Стрелка

Элеватор

мкрн Силикатный

мкрн Загорск

мкрн Аэропорт

Автор: Жанна Молчанова

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях