Впервые этот термин был использован русским философом Владимиром Соловьевым. В начале XX века Соловьев оказался одним из тех, кто предвещал закат Европы и с ужасом смотрел на Восток. Ему виделось, как объединенные восточноазиатские орды обрушатся на Европу, похоронив европейскую цивилизацию навсегда. И даже Австралия и Америка будут платить дань новому Богды-хану.
31 октября – День памяти жертв репрессий
Эта идея не имела к реальности никакого отношения. Монголы в это время являлись едва ли не одним из самых мирных, порабощенных народов, более двух столетий лишенных собственной государственности.
«Панмонголизм» по-монгольски
В 1911 году, воспользовавшись революцией в Китае, монголы во главе с Богдо-гэгэном – духовным и светским лидером Монголии, провозгласили независимость. И тут же объявили о возможном объединении исконно монгольских территорий в одно государство. С точки зрения историков, здесь нет ничего необычного: идея создания независимого государства характерна для периода формирования нации. Но все эти лозунги были только словами, с которыми никто в мире не собирался считаться.
Понимание «панмонголизма», как идеи обретения независимости и государственности в масштабах всех монгольских земель, слишком просто. Решить проблемы отсталости и вымирания, модернизировать государственное устройство и экономику монгольские лидеры не могли.
Осмыслить роль религии, просвещения и в целом всей монгольской культуры в обществе, где каждый второй мужчина был ламой, было некому. Возникшее государственное устройство Монголии не имело ни своего войска, ни финансовой организации, ни опытных государственных деятелей. Но упорно стояло на идее независимости. Пусть даже под протекторатом другого государства.
… по-бурятски:
В это время в Бурятии появился уникальный феномен – европейски образованная бурятская интеллигенция. Ее представители сочетали в себе традиционную культуру Востока и светскую культуру Запада. Их научная деятельность без преувеличения до сих пор высоко оценивается монголоведами всего мира.
«Лучшие работы по национальному вопросу, появившиеся в России, вышли, если не считать работ Владимира Соловьева, из среды угнетенных народов, - писал в 1907 году журнал «Сибирские вопросы» и отмечал: - Подъем умственной и общественной жизни сибирских инородцев особенно сильно заметен среди бурят».
Особенностью деятельности бурятской интеллигенции стало стремление решить проблемы отсталости, вымирания не только для бурят, но и для всех монгольских племен. Сочетая в себе роль ученых, политиков и защитников интересов своего народа, бурятские лидеры проявляли «панмонголизм», т.е. мыслили себя частью единого монгольского целого.
Обращение к монгольской истории, ее детальное изучение Базаром Барадиным, Михаилом Богдановым, Цыбеном Жамцарано с неизбежным выводом о единстве происхождения и общности судьбы монгольских народов – тоже «панмонголизм». Планы Гомбожаба Цыбикова по созданию единого монгольского языка и алфавита с целью устранения диалектных различий – «панмонголизм» неменьший. Стремление создать солидарность на религиозной, а не на этнической основе (поскольку тибетцы и тувинцы не являются монголами по происхождению) прослеживается в трудах Агвана Доржиева и Цыбена Жамцарано. А это панбуддизм, по мнению исследователей, один из вариантов «панмонголизма».
Сама деятельность бурят в Монголии может рассматриваться как проявление «панмонголизма». Остановить вымирание, дать монголам и бурятам «идеологию удач и действия» (выражаясь словами из письма А.М. Горького Эрдэни Батухану) на смену бездействию и отчаянию – лишь часть задач, за которые взялась бурятская интеллигенция.
Занимая некоторые ведущие посты в правительстве, объявившем независимость Монголии, буряты проложили дорогу в Монголию и европейскому знанию, и советскому строю. Уже потом кое-кто критиковал их за это, забывая, что первые переводы русской и европейской литературы, призванные поднять дух народа, публичные школы и журналы, создание Академии наук – плоды труда Цыбена Жамцарано и его единомышленников.
Так в чем же «преступность» «панмонголизма»?
Почему эта социокультурная идея объединения с целью обретения независимости и культурного развития оказалась заклеймена в отличие от подобных же идей панславизма, пангерманизма и т.д.?
До 1917 года идеология «панмонголизма» не выходила за рамки духовного возрождения монгольских народов и не ставила своей целью отделение от России. Все надежды на федеративное устройство России, при котором все народы получат право на самоопределение и свободное развитие языка и национальной культуры, рухнули с разгоном Учредительного собрания. Установление диктатуры большевиков и начавшаяся гражданская война положили конец надеждам на установление демократической республики в России. Именно с этого момента идеология «панмонголизма» приобретает ярко-выраженный политический характер и ставит своей целью создание государства, независимого как от Китая, так и от России.
Признание права наций на самоопределение было озвучено на Версальской мирной конференции в 1919 году. Эйфория по этому поводу царила в Европе и Америке. Это было удивительное время идей, веры в возможность чего бы то ни было – от мировых революций до создания новых наций и государств. На этом фоне стремление к созданию единого Монгольского государства было вполне в духе времени. Характерно, что наибольшую активность в реализации этой идеи проявили буряты, баргуты и внутренние монголы. Они и приняли участие в работе двух панмонгольских конференций, состоявшихся в 1919 году под патронатом атамана Семенова.
После 1918 года объединение с Монголией стало для них единственной надеждой на самоопределение. В то время как Внешняя Монголия, пытаясь заполучить участием в соглашениях с Китаем и Россией сначала автономию, а потом и независимость, часто попускалась идеей объединения с остальным монгольским миром.
«Панмонголизм» пытались использовать все кому не лень. Атаман Семенов пытался использовать монголов в войне против большевиков.
Участие в панмонгольском движении атамана Семенова лишь дискредитировало движение. Эстляндский барон Унгерн стремился к созданию независимой монгольской теократической монархии с целью, совсем по Соловьеву, двинуть объединенных монголов на Европу. Советское руководство и Коминтерн также использовали «панмонголистов» для укрепления своего влияния в Монголии. А укрепившись, поспешили избавиться от всех разом. Создав в лице МНР в 1921 году дружественный «буфер», советское руководство в 1945 году пренебрегло возможностью ее объединения с Внутренней Монголией, численность монгольского населения которой в несколько раз выше, чем в самой МНР.
Этим был окончательно сломан остов идеи объединения монгольских племен вокруг МНР.
Американский монголовед Роберт Рупен, выступая в БГУ в 2003 году, сказал: «И России, и Китаю выгодно иметь и прочную Монголию, и прочные монгольские элементы в своих странах. Ради собственной безопасности».
Исследователи сходятся во мнении, что при сохранении политической стабильности в России, Китае и Монголии перспектив реализации политики панмонголизма нет.
Так чем же был этот пресловутый «панмонголизм»? Не иначе как удивительной попыткой создания новой монгольской нации, объединенной общностью языка, письменности, религии, культуры и государства. Просто создать нацию – американскую или российскую - на базе существующего государства при всей сложности много проще, чем без оного.
Справка "Информ Полиса":
За 1937 год в целом и десять месяцев 1938 года в Бурятии было арестовано 6836 человек, из которых 4907 были осуждены. 6267 человек были признаны изменниками Родины, диверсантами, вредителями, террористами, контрреволюционными агитаторами. Членами панмонгольской организации были признаны 2026 человек. 1303 из них – представители ламского сословия.
Участникам панмонгольской организации вменялась в вину попытка отторжения БМАССР от СССР и создания Великого Монгольского государства под протекторатом Японии. Практически всех работников ОК ВКП(б), руководителей СНК республики, БурЦИКа, 14 наркомов, 11 секретарей айкомов ВКП(б), 7 председателей аймисполкомов обвинили и расстреляли. Национальную интеллигенцию практически полностью истребили по обвинению в панмонголизме.
Общество
8824