Они высказали свое мнение о проблемах здравоохранения
На прошлой неделе президент Бурятии обвинил врачей в том, что у них отсутствует культура поведения, и пообещал уволить их «к чертовой матери». Также он пообещал, что больницы ждут кардинальные изменения — будут введены должности «врачей общей практики» и «горячие» телефоны, по которым пациенты могут оставлять жалобы на медицинских работников.
В редакцию «Информ Полиса» обратился супруг женщины, много лет проработавшей в медицине. Михаил возмущен несправедливыми, на его взгляд, обвинениями.
— Почему никто не спросил мнения врачей? — негодовал он. — Нельзя так рубить сплеча.
Обеды и ужины? Забудьте! Вы — врач!
Жена Михаила, Светлана, работает участковым врачом в районе уже 25 лет. Михаил считает, что все эти годы государство не только не поддерживало ее, но и отбивало всякую мотивацию к работе.
— Вспомнить только то время, когда зарплату не давали месяцами и даже годами. Многие тогда ушли в платную медицину. Да благодарить надо тех, кто остался, дескать, спасибо вам, дуракам эдаким, а не обвинять! — возмущается мужчина.
Он рассказывает, что новых врачей можно пересчитать по пальцам, а старые уезжают в другие регионы.
— Посудите сами, только за последний год из нашего маленького поселка уехали два хороших квалифицированных врача. И я считаю, что правильно сделали. Им сразу дали жилье, которого здесь они не могли добиться многие годы, да и зарплата в разы выше, — говорит Михаил.
До недавнего времени Светлане приходилось работать одной на четырех участках, тогда как для охвата такой территории необходимо четыре специалиста. Сейчас она работает в паре, но и это не спасает.
— Мне жалко смотреть на жену. Приходит вечером с работы — и начинаются звонки: всем нужна консультация. Потом идет патронировать пациентов. Представляете, зимой в 30‑градусный мороз пешком обходить пациентов? В итоге у нее нет сил даже поесть, приходит и падает на кровать без сил. Вот президент говорил, что врачи постоянно чаи распивают, а люди их ждут. Моя жена почти никогда не ходит есть в обеденное время, не говоря уже о том, чтобы «распивать чаи», — рассказывает мужчина.
Хамство и грубость
Слова Наговицына о хамстве врачей Михаил тоже с возмущением отрицает. По его словам, скорее пациенты склонны к грубости и агрессии.
— С каким контингентом участковым врачам приходится работать? Это люди спивающиеся, агрессивные и озлобленные в силу своей бедности. Чуть что — скандал. Вот, например, такая ситуация. У моей жены прием до пяти. Жалея людей, просидевших в очереди, задерживается до шести. А за это время образуется новый «хвост». И когда она пытается объяснить, что прием закончился, людей прорывает на грубость, — говорит Михаил.
Бывают и такие ситуации, когда вне очереди пытается пройти «звезда» со словами: «Да ты знаешь, кто я? Не буду я сидеть в очереди!». Принять — значит нарваться на агрессию со стороны других людей. Отослать обратно — обиженная «звезда» будет кричать и грозить связями.
К слову, об очередях
— Очереди всегда были и будут, — считает Михаил. — И этому способствует несколько причин: нехватка врачей, авралы, как, например, вирусные эпидемии, и неорганизованность пациентов. Идея президента с предварительными записями хороша, но на практике ничего не получится. Люди у нас недисциплинированные. Ну, будут они записываться. Потом один не придет. Другой придет раньше. Третий опоздал. И опять кутерьма и неразбериха. Они в живой-то очереди договориться никак не могут.
Михаил уверен, что и идея с «врачами общей практики» не принесет ничего хорошего.
— Вы сможете отдать своего ребенка такому «общему» специалисту с уверенностью, что он поставит точный диагноз? — спрашивает он.
По мнению мужчины, если раньше профессия врача была престижной и уважаемой, то сейчас у медицинских работников нет никакого авторитета.
— Пьяницы часто требуют больничные, чтобы на работе выговор не получить. Когда отказываешь, начинают угрожать. Отсюда и ненависть к врачам, отсутствие всякого уважения. Сейчас вообще, на мой взгляд, межсоциальная война идет, а власти только подогревают это и науськивают народ, — говорит Михаил.
Театр абсурда
— А взять те же абсурдные и бессмысленные требования к врачам! — продолжает Михаил. — Например, персональная и врачебная ответственность за нерадивых мамаш. Света бегает после работы по неблагополучным мамочкам, учит их пеленать и кормить детей. Если что случится — ответственность на ней, объявят строгий выговор, «пропесочат» по полной программе. А мамаши эти сплошь пьющие и гулящие, которым наплевать на детей. Почему моя жена должна за них отвечать? — негодует мужчина.
Врачей действительно мало
В Министерстве здравоохранения Республики Бурятия считают, что врачи должны быть довольны заработной платой.
— Зарплата врачей меняется в положительную сторону, — прокомментировала Светлана Замбалова, и. о. замминистра здравоохранения. — Сейчас программа модернизации позволяет делать стимулирующие доплаты специалистам первичного звена, в основном это касается муниципальных учреждений здравоохранения. Это в среднем около 8 тыс. рублей врачу и около 4 тыс. среднему медицинскому работнику.
Чтобы получить эту надбавку в полном объеме, врач должен выполнить ряд показателей, определенные условия. Если же врач не выполнил каких-либо работ, то он получит меньше. В результате исследований Минздрава средняя зарплата врача около 26 тыс. рублей. У начинающих врачей зарплата 10—11 тыс. рублей.
Светлана Замбалова согласна с тем, что врачей катастрофически не хватает.
— Все зависит от укомплектованности врачебными кадрами, — говорит она. — Ситуация складывается следующим образом: на селе обеспеченность кадрами ниже, чем в среднем по республике и городу Улан-Удэ. Она составляет 16,5 специалистов на 10 тыс. пациентов. Молодежь не едет в села, а врачи общей практики необходимы в первую очередь в селах.
К высказыванию Наговицына о хамоватых врачах в Минздраве отнеслись осторожно:
— В данном контексте речь шла о конкретных учреждениях: о Заиграевской и Иволгинской больницах. Именно в них были выявлены нарушения правил поведения как с пациентами, так и между собой. Нельзя сказать, что все врачи у нас хамят. Есть случаи, и мы пытаемся с ними бороться. Также пытаемся устранить и очереди в поликлиниках.
— Почему же в медучреждениях почти всегда очереди?
— Все зависит от конкретного учреждения. Например, городская поликлиника №2 рассчитана на 800 посещений, а фактически вынуждена обслуживать 1500 пациентов, — отвечает Светлана Замбалова. — В рамках программы модернизации предусмотрено внедрение современных информационных систем. Будут введены электронные записи на прием, медицинские карты, документооборот. Ведь то, что врачи вынуждены делать столько записей, — очень существенный фактор, удлиняющий время приема одного пациента.
Справка:
Врач общей практики — это врач, который проходит определенную подготовку. Он имеет право заниматься 38-ю дисциплинами. Если терапевт занимается конкретно вопросами терапии, то врач общей практики занимается как детским, так и взрослым населением.
Планируется, что после общего специалиста пациент будет передаваться узкому. В идеале Бурятии нужны 600 таких врачей.
Высказывания президента Республики Бурятия Вячеслава Наговицына о работе врачей
В одной из больниц Иволгинского района введена предварительная запись, но, как пояснил президент республики, она не работает из-за особого подхода: можно позвонить и записаться на приём, но необходимо тут же приехать и забрать талончик, в противном случае пациент вычёркивается из очереди.
«Я глупее ситуации в жизни не видел. Уволить к чёртовой матери, причём немедленно, так, чтобы этот человек больше не работал. Он нулевой организатор, он специально издевается над людьми», — сказал президент РБ Вячеслав Наговицын.
«То, что вот здесь, в справке, написано: врач, когда у него человек сидит на приёме, может уйти пить чай на полтора часа. Этого врача тоже уволить, — ответил на это глава региона. — Страх совсем потеряли».
Он приказал Минздраву создать своеобразную «скорую помощь», которая бы оперативно разбиралась с каждым случаем возникновения очередей, а также учредить «горячий» телефон для жалоб.
«Каждый фактор очередей должен быть для нас как чрезвычайная ситуация, — подчеркнул президент Бурятии, отметив, что даже нехватка врачей не является аргументом: — Несмотря на нехватку врачей, позиция у меня очень жёсткая: если человек — хам, мы будем от него избавляться».
«Как в совдепе было, так всё и осталось. Не медицина для человека, а человек для медицины как способ заработать деньги. Для этого человек медицине нужен. Если бы деньги платили так, то медицина вообще отказалась бы от человека», — заключил Вячеслав Наговицын.
«Специально медицинский работник хочет показать свою значимость. Он должен показать, что человек ничто по сравнению с ним, что на коленках нужно к нему заходить. И это зависит от позиции министерства, которое это допускает, — объявил Вячеслав Наговицын. — Я предупреждаю, если это будет продолжаться, то мы и в министерстве будем начинать наводить порядок».
«Наше министерство увлеклось именно материальной составляющей, все занимаются строительством, и никто не занимается обучением врачей, как вести себя с пациентом», — добавил он.
Владимир Буяхаев, Валентина Габышева.
Имена героев изменены
Политика
6159