Эксклюзивное интервью президента Бурятии «Информ Полису». Почти час длилась наша беседа с главой республики
Волна нас не заденет?
На первый вопрос о том, как коснется кризис Бурятии, президент республики ответил так:
- Вторая волна нынешнего кризиса – это следствие первой. Республика прошла первую волну мягко, потому что у нас не было такого бума с ипотечными и потребительскими кредитами.
Тем не менее Бурятия его почувствовала в плане снижения объемов перевозок РЖД, роста процентных ставок. Не думаю, что и эта волна нас серьезно заденет. Хотя тенденции на мировых финансовых рынках вызывают опасения
- Говорят о росте закредитованности республиканского бюджета.
- Что значит закредитованность? Весь мир живет в кредитах, чтобы решить какие-то крупные задачи. Вы, например, чтобы купить машину или дом, берете кредит и постепенно расплачиваетесь. Так же бывает и у бюджета города и республики.
Другое дело, что нужно брать кредиты только на инвестиционные цели, например, на строительство дорог, мостов, детских садов. Кроме того, есть законодательно закрепленные параметры от бюджета, в пределах которых разрешается кредитоваться.
Берем бюджетные кредиты под 2,4%. Инфляция у нас 5 - 7 %. А у нас бюджет растет 20% в год. Это гарантирует стабильность бюджета. Столь дешевые кредиты выгодно использовать для строительства объектов, для улучшения жизни людей.
- Вы недавно раскритиковали работу врачей. Читатели звонили и спрашивали, не пора ли объявить кадровый аудит Министерства здравоохранения Бурятии?
- Я раскритиковал не Минздрав и врачей, а вполне конкретного главврача и участкового, который позволил себе семь часов держать в очереди беременную женщину. Контрольный комитет мне ежеквартально докладывает по всем ведомствам, где какие очереди, какие условия создают для посетителей.
Сегодня необходимо заниматься не только ремонтом зданий или обновлением оборудования, на первый план выходит отношение всего медперсонала к пациентам.
Поэтому, вы правы, настало время для кадровой чистки и в самом Министерстве здравоохранения. Мы об этом говорили с министром здравоохранения. Недавно одно из информационных агентств написало, будто я говорил о сокращении.
О каком сокращении может идти речь? У нас не хватает 900 врачей. Нам необходимы врачи общей практики. У нас их пока только 97, а нужно 650.
Проводник по жизни
- Семейный доктор в России становится уже чем-то привычным. Хочется, чтобы это побыстрее привилось и в нашей республике. Многопрофильные специалисты пользуются спросом, популярность услуги такого доктора легко объяснима – он может вести пациента буквально с рождения и до старости.
В настоящее время мы учим почти 500 человек на врачей общей практики в Иркутске и нашем БГУ. Ведь такой доктор должен уметь работать по нескольким профилям одновременно.
Первая медицинская помощь такими докторами оказывается любому члену семьи, будь то новорожденный малыш или пожилой человек. Удобно, когда ведение беременности берет на свои плечи семейный доктор, он может в любое время принять клиента, дать необходимые рекомендации, ответить на вопросы или направить к специалисту.
При наличии маленьких детей семейный доктор тоже незаменим – оставаясь всегда на связи, он поможет справиться с любым недугом. Врачи общей практики обязательно должны иметь профильное высшее образование, при этом пациент имеет выбор – посещать ли ему врача общей практики или пользоваться привычными услугами поликлиники.
Например, в Сотниково должен быть свой врач общей практики. Сейчас же житель Сотниково вынужден ехать в Иволгинск, чтобы попасть на прием.
Плюсы сотрудничества пациента с семейным врачом еще и в том, что такой доктор поможет в проведении эффективных профилактических мероприятий, ведь любое заболевание всегда проще предотвратить. Многопрофильные специалисты выезжают на дом, обслуживание в платных клиниках может подразумевать и круглосуточную работу доктора.
Очевидно то, что работа одного доктора с членами одной семьи дает определенные преимущества в лечении. Можно быстрее выявлять и предупреждать наследственные болезни, а ведение маленьких пациентов с рождения обеспечивает грамотное лечение и профилактику практически всех заболеваний, ведь доктор знает о ребенке буквально все.
В поликлинику не станут обращаться пациенты, не имеющие явных жалоб на здоровье. К семейному доктору, врачу общей практики, можно обратиться даже в том случае, если еще ничего не болит, но уже что-то беспокоит.
При этом повышается вероятность постановки диагноза на ранней стадии, и лечение становится максимально эффективным. Преимущества работы врачей общей практики очевидны, потому в Бурятии это направление в медицине можно считать перспективным.
Семейный доктор, или земской доктор, я так понимаю, проводник по жизни. Так живет весь мир. Там у каждого есть свой адвокат и врач.
Чтобы привлечь молодых врачей на село, мы хотим строить, а точнее, предоставлять жилищный кредит молодому врачу. И каждый год гасить за него кредит.
- Коррупционные скандалы то и дело сотрясают республику. Например, фактически с самого начала реализации проекта «Дорога Улан-Удэ – Курумкан – Новый Уоян» менялись генподрядчики и отменялись итоги проведенных конкурсов.
- Если правоохранительные органы квалифицируют действия чиновника как коррупцию, то это заканчивается уголовным делом. Если коррупции нет, то дело закрывается. Как вы знаете, крупных уголовных дел по коррупции в республике нет. Думаю, что СМИ немного сгущают краски, возможно, основываясь на обнаруженных прокуратурой каких-то нарушениях, ошибках.
Все люди когда-то ошибаются, на ошибках учатся. Ведь люди не роботы. Для нас с вами самое главное выяснить, украдены государственные деньги или нет, построен объект без нарушений или нет.
Дорога Улан-Удэ – Курумкан, о которой вы спрашиваете, очень сложная, и поэтому к ней приковано пристальное внимание. Ее строительство мы тоже постоянно контролируем. Она строится по графику. Но я не исключаю какие-то сбои, они возможны и в перспективе. Были и в начале сбои, но связаны они с неосвоением денег.
К сожалению, так устроен ФЗ №94, что конкурс мог выиграть любой человек буквально с ручкой в кармане, который демпингует до предела, чтоб получить подряд. На что надеются такие, непонятно. Потом бросают на середине, уходят в бега. Сейчас мы работаем так, чтобы быть защищенным, т.е. не платим аванс. Стараемся платить по факту выполненных работ.
Участок дороги «64 – 89» делается по такой схеме. Вся сумма выплачивается один раз по окончании работ. Все риски мы переложили на подрядную организацию. Точно так же работает компания «Труд» на 215-м км и «Сибмост» на реке Баргузин. Наученные горьким опытом, мы стараемся сейчас не работать с залогом.
Дорогу до Баргузина мы собираемся построить до конца 2015 года. Сегодня мощности строительных организаций Бурятии таковы, что мы могли бы построить ее и за год. Но дело в поступлении федеральных денег.
- О несправедливой разнице тарифов на электроэнергию между Иркутской областью и Бурятией говорят давно. Дело сдвинулось с мертвой точки?
- Радует то, что первые подвижки есть. Нас включили в список регионов, которые не покупают электроэнергию на свободном рынке, а берут ее по фиксированным ценам.
За много лет впервые тариф в Бурятии на электроэнергию упал. В Иркутской области, как вы знаете, действует перекрестный механизм, когда О. Дерипаска со своими «алюминиевыми» активами возмещает иркутянам расходы на электроэнергию. Но к 1 января 2014 года такой перекрестный механизм перестанет существовать.
- Когда вы назначите зампреда по социальному развитию? Почему так долго решается вопрос?
- Кандидатура подобрана, но сейчас я ее называть не буду. Должно пройти согласование по этому вопросу в Народном Хурале. Я внесу кандидатуру после выборов в Государственную думу РФ.
Справка "Информ Полиса online"
Вячеслав Наговицын работает в Бурятии более четырех лет. Указ о назначении его президентом – председателем правительства Республики Бурятия вышел 10 июля 2007 года.
На сегодня Вячеслав Наговицын является членом правительственной комиссии по вопросам регионального развития. Работает в Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области.
Политика
5149