«Продажному народу – продажную власть». Этой фразой закончил свое дежурство член одной территориальной избирательной комиссии в Петербурге, насмотревшись на толпы пожилых людей, которые шли торговать своими голосами
В Петербурге голос за «Единую Россию» в количестве одной штуки стоит, по слухам, порядка полутора-двух тысяч рублей. Оппозиционеры и журналисты периодически «накрывают» такие «точки», старушки по вызову, которых организованно доставляют на автобусах в районные администрации оформлять «голосование по почте» (питерское ноу-хау), очень раздражаются, когда им мешают продаваться – мол, испортили тут всю малину. Из администраций до припаркованных автобусов они ковыляют, озираясь по сторонам. Пытаются оторваться от хвоста – корреспондентов городских изданий, с которыми известные своей словоохотливостью пенсионерки не общаются, объясняя неразговорчивость проблемами со слухом. Рейтинг ЕР в северной столице, согласно закрытым данным опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», колеблется в районе 30%. «Медведи» по традиции претендуют на конституционное большинство.
Объясню, что есть голосование по почте. Избиратель, желающий воспользоваться такой возможностью, должен прийти в ТИК, написать соответствующее заявление и приложить документ (например, билет), подтверждающий, что 4 декабря он будет находиться вне города. В ответ территориальная комиссия, если сочтет причину для письменного голосования достаточно веской, отсылает избирателю конверт с бюллетенем. Опасения оппозиционеров, заявлявших о том, что подобный способ голосования чреват массовыми фальсификациями, судя по всему, небезосновательны.
Почти сразу в территориальные избиркомы Петербурга потянулись толпы бабушек, скопом уезжающих в начале декабря на дачу нянчить внуков. У всех на руках заранее заполненные заявления о желании проголосовать по почте. Попытки выяснить, где они достали бланки, превращается в игру «Угадай поставщика». Первый вариант – в ТИК (ответ неверный); второй – в УИК (тоже мимо); третий – в жилконторе (снова в молоко).
Утром 6 ноября мне звонят эсеры – рассказывают, что, по их информации, сегодня в территориальную комиссию повезут бабушек, которые заявят о своем желании проголосовать по почте. Избирком, отмечу, официально в этот день не работает. Прихожу в указанный час к зданию администрации Кировского района и вижу стариков, переминающихся с ноги на ногу на морозе и ожидающих, когда их пустят в холл. Неподалеку околачивается помощник депутата петербургского Заксобрания от «Единой России» Виталия Милонова. Спрашиваю у него, что в воскресенье делают бабушки у администрации. Отвечает: «Может, на плюшки с чаем приехали». Оппозиционеры с издевкой призывают пенсионеров «трясти» с «единороссов» хотя бы «штуку». Мол, 500 рублей – несерьезно даже.
Некоторые гражданочки (лет 60-ти) в Приморском районе Санкт-Петербурга из автобусов не выходят, а выползают – не слишком трезвы. Не исключено, что их прямо в автобусе по дороге в райадминистрацию «накачивают» спиртным – чтобы проще с совестью было договариваться. Язык у дам развязан, охотно рассказывают, кто их доставил на точку («Мы любим Рому из «Единой России», который нас сюда привёз!»), сообщают об обещаниях кандидата от ЕР («говорил, что трудоустроит нашего сына») и признаются, что бланк выдали в штабе кандидата от партии власти. Те, кто потрезвее, шепчут, что их заставили и бюллетени у них потом отберут. У ночных бабочек, если верить открытым источникам, напомню, отбирают паспорта. Здесь – бюллетени.
Инструктирую прибывших: если работодатель заставляет голосовать за «Единую Россию» и требует сфотографировать на мобильный телефон бюллетень с проставленной в нужной графе галочкой, делайте «галку» из черной ниточки, фиксируйте, после – шлите к чертям «значок» и поддерживайте, кого хотите. Некоторые понимающе кивают.
Говорят, власть у нас коррумпированная, чиновники продажные, депутаты, разжиревшие на народных харчах. Люди в России, разумеется, честные и работящие. Есть, мол, хорошие мы и плохие они. Однако почему-то многие забывают, что каждый народ имеет то правительство, которое заслуживает. На нас, журналистов, которые пытаются отстоять честные (и не надо здесь смеяться!) выборы, смотрят, как на врагов, те, кто фактически пытается «по быстрому срубить бабла».
Люди, которым осталось всего ничего, лишают достойного будущего своих детей и внуков. Можно, конечно, рассуждать о нелегкой доле, тяжелой жизни, до которой их довели, кстати, те, за кого они сегодня отдают свои голоса, но, уверена, есть процент (вероятно, небольшой) тех, кто будет существовать на хлебе и воде, но никогда до такого не опустится.
Совок в прошлом. Включайте мозги. Хотя, может, вот он какой, в вашем представлении, бабушки, дикий капитализм.
Летом страна с интересом следила за муниципальными выборами, в которых участвовала экс-губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Нынешний спикер Совфеда выиграла тогда с туркменским результатом – более 95%. Оппозиция тут же поспешила заявить о масштабных фальсификациях. А их, знаете, не было. Пожилые жители МО «Красненькая речка» шли ставить галочку напротив фамилии градоначальницы, запомнившейся двумя провальными зимами, за бесплатную автобусную экскурсию в пригород, за халявное мороженое и дешевые пирожки. Ну, еще «Песняров» подогнали.
Один полицейский, наблюдавший за очередью пенсионеров, рвущихся писать заявления о голосовании почте, сказал: «Я бы тоже косарь получил, а 4-го сидел бы у себя на даче». Ему ответили: «Да, только какому-нибудь братку могут приглянуться твои шесть соток – под сарай, например – он «занесет» чиновнику, который получит свой, условно говоря, косарь и не будет у тебя больше дачи».
Общество
2788