После этого Москвича даже Ока кажется иномаркой
После окончания Отечественной войны встал вопрос обеспечения населения личным транспортом, массовым и дешевым. Было решено выпускать популярную немецкую малолитражку Opel Kadett K38 образца 1937 года, благо в распоряжении имелась трофейная технологическая база.
Отечественный клон, производство которого освоил Московский завод малолитражных автомобилей (будущий АЗЛК), получил наименование "Москвич-400", став первым советским "народным автомобилем". Он был наиболее доступен ввиду низкой цены - 9000 рублей (к примеру, "Победа" стоила почти в два раза дороже). Позже появилась улучшенная модификация "Москвич-401" с более мощным двигателем.
Производство 401-го было прекращено ещё в 1956 году, до наших дней дожили редкие экземпляры. В Улан-Удэ в настоящее время всего три такие машины. Одной из них владеет любитель ретроавтомобилей Александр.
- "Москвич" был куплен год назад, прежний владелец жил в Якутии, - рассказывает он. - Пробег не известен, но машина в целом в хорошем состоянии, паспортный предел в 90 км/ч выжимает вполне. Весьма неплохо, учитывая возраст, выпуск датирован 1949 годом. Причём автомобиль из первой тысячи единиц этой модели, это видно по номеру на кузове 764.
Конечно, годы машину основательно потрепали, но Александр намерен привести в состояние, максимально приближенное к первозданному. Для начала перекрасить кузов, сильно попорченный коррозией. Но стопроцентная реконструкция едва ли возможна - "Москвич" за шестьдесят с лишним лет жизни претерпел много "модернизаций". Родную автоэлектрику в шесть вольт еще в незапамятные времена заменили двенадцативольтовой. Позже была установлена более крепкая подвеска с "Москвича-412" (здесь стоит отметить, что у машин 400-й серии многие узлы унифицированы - на древний 400-й могут подходить запчасти относительно современного 412-го и наоборот).
Передние кресла заимствованы с "уазика-469", вдобавок вместо оригинальных задних фонарей и огней поворота неведомые умельцы приспособили то ли тракторные, то ли мотоциклетные. Родные приборы, вроде датчика давления масла, уже не очень точны, а замена невозможна ввиду устаревшего принципа работы напрямую от механизмов. Поэтому на месте водительского "бардачка" смонтирована дублирующая приборная доска от ГАЗ-69. Колёса машины заимствованы у "Победы", благо была предусмотрена унификация.
"401-й" сразу привлекает внимание архаичным дизайном сороковых. Интересна нередкая в те времена особенность - задние двери открываются назад, и таким образом вход в салон может становиться более просторным.
Переключатель скоростей расположен прямо под рулём - тоже в своё время распространённая схема, к которой стали возвращаться в наше время. Бросается в глаза и торчащая наружу горловина бензобака. Двигатель потребляет 80-й бензин, благо в продаже ещё встречается. При паспортном расходе девять литров на сотню реально сжигается десять-одиннадцать.
Для городских поездок старинный "Москвич" в общем подходит, хотя эргономика, по нынешним меркам, далека от совершенства.
- После того как, покатавшись на нём день, пересаживаешься в "Оку", хорошо понимаешь, как далеко даже отечественный автопром продвинулся со времён сороковых, - делится впечатлениями Александр. - Водительское кресло обеспечивает неудобную высокую посадку, вдобавок характерный порок машин той эпохи - плохая обзорность, особенно через маленькое заднее окно. Также изначально не были предусмотрены боковые зеркала, отсутствуют ремни безопасности.
Можно отметить и такие недостатки, как доступ к багажнику только из салона при откинутой спинке заднего сиденья. "Печка" конструктивно не предусмотрена вообще, что зимой совсем не добродетель. Впрочем, есть и другая причина, создающая в городе неудобства.
- Эта машина для того, чтобы без остановок добираться из одного пункта в другой, - рассказывает Александр. - Иначе тут же сбежится толпа любопытствующих. Нет, я воспринимаю это спокойно, но порой люди начинают назойливо лезть с излишне дотошными вопросами.
Как ценителю достать ретромобиль? По словам Александра, лучше поискать в посёлках и деревнях - там "реликты" сохраняются достаточно часто. Но нужно проявлять осмотрительность.
- Раздражает жадность людей, - говорит Александр. - Считают, что раз машина антикварная, можно заламывать несусветную цену. При этом "раритеты" обычно в отвратном состоянии из-за небрежного обращения, часто проблемы с документами. Поэтому не стоит сразу принимать их условия, лучше всё проверить и поискать ещё.
Справка "Информ Полиса":
Характеристики "Москвича 401":
Длина - 3 855 мм
Ширина - 1 400 мм
Высота - 1 555 мм
Клиренс - 200 мм
Масса - 885 кг
Максимальная скорость - 90 км/ч
Двигатель - четырехцилиндровый М-401, 26 л.с., 1074 куб.см
Автор: Василий Тараруев
Источник: еженедельник "Информ Полис"
Авто
3269