Общество
4711

Визит Далай-ламы. Монголии удалось одержать дипломатическую победу

В прошлом номере мы уже писали о посещении Далай-ламой Монголии. Итоги этого визита могут оказать большое влияние на взаимоотношения в треугольнике Россия – Китай – Монголия

Несмотря на заявления монгольских буддистов, состоявшийся визит не обошелся без политики. Напротив, он был насквозь пронизан политикой. Причем политизировали визит не Монголия или Китай, а западные, преимущественно американские СМИ.

Такие известные информагентства, как Reuters, Associated Press, Voice of America и др., активно распространяли информацию о выраженном властями КНР протесте по поводу приезда Далай-ламы в Монголию.

Без политики не обойтись

При этом в китайском сегменте Интернета не было обычной реакции на визит Далай-ламы в соседнюю страну. Да и в самой Монголии, судя по местным СМИ, визит получил неожиданно слабое освещение.

Особенно это показательно для крупнейших монгольских СМИ, у которых приезд Далай-ламы должен был стать ключевым событием, требующим подробного освещения в онлайн-режиме. На сайте старейшего государственного информагентства montsame.mn информация о приезде Далай-ламы, как исключительно пастырском визите, не имеющем политической подоплеки, выложена в разделе «Культура». Заявлений со стороны официальных властей Монголии вообще не последовало.

Историческая встреча

Мало кто обратил внимание на тот факт, что во время пребывания в Монголии Далай-лама встретился с Богдо-Гэгэном IX. Этого третьего иерарха в тибетском буддизме как раз накануне визита Далай-ламы, 2 ноября, избрали главой буддистов Монголии. Оба события можно назвать историческими.

Предыдущая встреча Далай-ламы и Богдо-Гэгэна в Монголии состоялась еще в в их прошлых перерождениях. Тогда, в 1904 году, Далай-лама XIII прибыл в Ургу – резиденцию духовного лидера тогда еще Внешней Монголии Богдо-Гэгэна VIII. Содержание их бесед неизвестно.

Но, как сообщает официальный сайт Его Святейшества, в ходе одной из них Тибет в лице Далай-ламы XIII и Монголия в лице Богдо-Гэгэна и влиятельных монгольских князей «решили бесповоротно отделиться от Пекина при поддержке России».

Остается загадкой, были ли у Его Святейшества встречи с монгольскими официальными лицами. В его прошлый визит монгольские газеты писали о большой вероятности неофициальной, т.е. тайной, встречи Далай-ламы с Энхбаяром, на тот момент президентом страны.

Экономическая дипломатия

Интересно, что в дни пребывания Далай-ламы в Улан-Баторе там же находилась официальная китайская делегация из г.Тяньцзинь. Ожидалось, что она по команде сверху должна отказаться от переговоров с монгольскими коллегами в знак протеста. Но такой команды не поступило.

Эксперты делают выводы: Китай настолько заинтересован в сохранении двухстороннего экономического сотрудничества (подразумеваются богатые монгольские недра), что готов идти на некоторые уступки даже в тотальном противостоянии с Далай-ламой.

Такое отсутствие обычно бурного протеста со стороны КНР говорит не только о существенном изменении баланса в монгольско-китайских взаимоотношениях. Вырос авторитет Монголии как влиятельного государства не только в Азии, но и в мировом масштабе.

Для встречи с Его Святейшеством в Монголию выезжали верховные ламы Калмыкии и Тувы. Они были тепло приняты Далай-ламой. Паломники из Бурятии утверждают, что видели на встрече с Его Святейшеством и неофициальную делегацию Буддийской традиционной сангхи России.

Для верующих из Бурятии актуальным остался один вопрос. Сможет ли Монголия стать примером для России в умении одновременно поддерживать стратегическое партнерство с Китаем и организовывать пасторский визит Далай-ламы?

Выдержки из пресс-конференции Далай-ламы по итогам визита

- Я был очень счастлив провести эти три дня в Улан-Баторе. На мой взгляд, это был краткий, но важный визит. Тибет и Монголия исторически были братьями-близнецами. У нас общие буддийские традиции, которые мы унаследовали непосредственно от древнеиндийского института Наланда.

Сегодня, в XXI столетии, мир достиг высокого уровня материального развития, и это развитие продолжается. Однако во многих частях света люди переживают внутренний кризис: им недостает покоя в душе.

А потому люди все чаще совершают действия, вызванные недостатком нравственной этики, нравственных принципов. В Америке, а также в Канаде и ряде европейских стран многие люди испытывают глубокую обеспокоенность сложившимся нравственным кризисом.

- Я обычно провожу различие между буддизмом, буддийской наукой и буддийской культурой. Буддизм предназначен для буддистов, а буддийская культура ― культура мира, культура ненасилия, культура сострадания ― весьма актуальна для современного мира в целом.

За последние 50 с лишним лет, проведенных нами в эмиграции, мы сумели внести определенный вклад в дело продвижения общечеловеческих ценностей. У вас те же возможности.

Но для того, чтобы внести посильный вклад, для того, чтобы служить человечеству с опорой на нашу буддийскую культуру, нужно самим воспитать общечеловеческие ценности, опираясь на буддийскую культуру.

― Во время визита вы видели, как монголы радостно ставят архи (водку) и кумыс на стол. Как это скажется в будущем на развитии монгольского общества и успешной работе людей?

- За последние два дня мне задавали немало вопросов, в которых звучала серьезная обеспокоенность проблемой алкоголизма. В решении этой проблемы пресса также должна сыграть важную роль. Вы ведь рекламируете: это вино хорошее, эта водка замечательная. Не делайте этого! Вместо этого говорите людям: чрезмерное употребление алкоголя, крепкого вина очень вредно для нашего здоровья.

 К тому же это незамедлительно пагубно сказывается и на наших умственных способностях. Просвещайте людей! Я высказываюсь на эту тему, но и пресса здесь играет важную роль.

Автор: Андрей Ян

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях