Иногда на пенсии начинается жизнь, в которой свершается то, о чем так давно просило сердце. В квартире Любови Ширабовны Базаровой невольно вспоминаются строки:
…Комнатушка с балконом во двор,
В ней наш скромный семейный уют,
Двух зарплат экономный баланс…
Эти строки когда-то написал ее брат, великий бурятский поэт, писавший на русском языке, Намжил Нимбуев. Для многих это имя – синоним невероятного таланта и дара, схожего со жребием судьбы.
Обыкновенное чудо
Ее жизненный путь начался не совсем обычно. Отец - народный поэт Бурятии Шираб Нимбуев, писал для детей добрые сказки, но, по иронии судьбы, детей у него и его жены не было. Супруги горевали до тех пор, пока мечта не сбылась для одного из супругов.
Однажды повинившись перед женой, Шираб Нимбуев неожиданно услышал ответ мудрой женщины: «Почему ты не привез малышку домой?».
Так в доме сказочника и поэта появилась дочка. Назвали ее Намжилмой, дав еще и русское имя Любовь. Согласно бурятскому поверью, взятый бездетной семьей ребенок «приводит» за собой других детей. Так оно и вышло.
Через три года после рождения Намжилмы случилось чудо: бездетность навсегда покинула дом Нимбуевых. Мальчика, которого «привела» Намжилма, назвали Намжилом.
Дело не во славе
Ее брата не стало в 23 года. Отец пережил его лишь на несколько дней. 26-летней Любе-Намжилме выпало хоронить обоих. Но, похоронив тела, она не собиралась хоронить память о них.
- Если бы не она, многое было бы предано забвению, - говорят сегодня земляки Любови Ширабовны.
После смерти Намжила небольшими тиражами вышло только два сборника его стихов. И это потребовало усилий. Но посмертная слава пришла, и в этом есть заслуга сестры.
О том, насколько творчество Нимбуева потрясло современников, можно судить по фразе, сказанной о поэте знаменитой бурятской балериной Ларисой Сахьяновой: «Он был величайший поэт из всех, которых я знала». Слова эти до сих пор звучат в сердце Любови Ширабовны.
- Я не ставлю целью прославление своего рода и творчества брата и отца. Я хочу, чтобы молодежь, та, что интересуется не только боевиками, искала и находила себя. Чтобы самые творческие из них не потерялись в этом мире, а могли состояться, - поясняет она.
Талантам надо помогать
В 2002 году она вышла на пенсию. Тогда же при поддержке движения «Молодежь Еравны» Любовь Ширабовна впервые организовала поэтический конкурс им. Намжила и Шираба Нимбуевых. Сама находила спонсоров, придумывала призы, желая поддержать молодых поэтов.
В том же 2002 году ее нашел театр-студия АзАрт (позднее – театр пластической драмы «ЧелоВек»). Актеры театра во главе с режиссером Игорем Григурко были влюблены в творчество Нимбуева и приложили немало усилий, чтобы разыскать сестру поэта.
- Через Иркутск искали, - вспоминает Любовь Ширабовна о начале многолетней дружбы с этим удивительным коллективом.
Появление «ЧелоВека» лишь укрепило ее в убеждении: не хлебом единым жив человек. Есть люди, которым по-настоящему нужно то, что стоит над прозой человеческой жизни. И она начала знакомить детей разных школ с творчеством Нимбуевых.
- К моему удивлению, дети проникались рассказами о жизни. Внимательно слушали стихи и задавали вопросы, - вспоминает Любовь Ширабовна.
«Какой плодотворной и счастливой могла быть судьба поэта, если бы он был жив!» - то и дело слышала Любовь Ширабовна. В ответ она лишь качает головой с видом человека, который знает о жизни чуть больше, чем те, кто никогда не был сестрой великого поэта.
Быть пробивным, устроенным в жизни, солидным ее Намжил вряд ли смог бы. Он был «бескожим». Настоящим талантам, по ее убеждению, надо помогать, потому что сами они не пробьются.
«Пробивной» приходится быть ей. Вся ее деятельность в последние годы была сосредоточена на проведении поэтических турниров, бесед «О сокровенном» в школах, издании книг.
- Мне везет на талантливых людей, - говорит она то и дело.
Действительно, автором приза за победу в поэтическом турнире стал Даши Намдаков, иллюстрации к книге «Зархай – сын Тархая» выполнили сестры Ольга и Ирина Ертахановы. Список талантливых людей, сплотившихся вокруг нее в память о поэтах и в солидарность с теми, кто живет творчеством, немал.
Вечер, посвященный 50-летию Намжила Нимбуева, люди вспоминают до сих пор. Вместе с другом-режиссером Виктором Кострыгиным они тогда украсили пол в холле театра бурятской драмы яблоками, а на сиденья положили конверты со стихами Намжила Нимбуева:
Слушайте, люди, на улице осень…
…И в каждый конверт,
как персидский царек,
я щедро кладу
тополиный листок.
Так и сделали. Аура вечера была такова, что люди выходили из зала со слезами. Театру «ЧелоВек» удалось при помощи пластики и света передать стихи Нимбуева.
«На родине поэта есть сад камней»…
Идея увековечить поэзию в камне пришла почти одновременно двум единомышленникам Любови Ширабовны. На фестивале в Еравне идею поддержали, но воплотить ее сестре поэта предстояло самой. В 2003 году депутат Цагадаев поддержал просьбу, и все началось.
Как она искала первый камень – история отдельная. С трудом найдя в городе валун из белого мрамора, она ввязалась в историю, связанную с его доставкой. Когда же, наконец, камень с превеликим трудом был доставлен, встал вопрос, где его установить.
Предложение поставить стелу со стихами рядом с придорожным кафе на въезде в Еравнинский район Любовь Ширабовна категорически отвергла. Место выбрали на холме в стороне от дороги.
И, странное дело, камень «сел» в природную лунку так, что укреплять его не понадобилось. С тех пор всегда по приезде там кукует кукушка.
- Откуда берется? Леса-то нет рядом, - удивляется Любовь Ширабовна и видит в этом знак: пение кукушки так любил Шираб Нимбуев.
Камень со строками Намжила Нимбуева: «О, Еравна, размах твоих крыльев широк! Каждый камень и лист здесь на духе отчизны настоян…» – стал первым в череде камней со стихами поэтов из Еравны. Одно потянуло за собой другое: постепенно вокруг появились деревца и мостик через небольшую речку.
Когда пришла идея установить мост, муж сказал ей: «Твоей пенсии мы не видим, оставь нам хоть мою».
На том и решили, а мост установили, потратив 100 тысяч рублей, большую часть из которых выделил район. Пока строили мост, она стала разбираться в стройматериалах не хуже заправского мастера. Сама ездила по базам.
В один прекрасный день рядом с поэтическим садом камней Нимбуева-Базарова обнаружила бурное строительство. Оказалось, место это – сакральное и приглянулось не только простым смертным.
Ламы Эгитуйского дацана решили возвести там стеклянный дом для хранителя дацана Сахюусан Чойжу. И культовая постройка неожиданно вписалась в общий ансамбль.
В беседке с пюпитром предполагалось установить кедровый ларец, украшенный медным пегасом, в который посетители могли бы класть свои отзывы и стихи. Но теперь, из соображений сохранности ларца, он находится в том самом кафе у дороги.
Сейчас поэтический сад камней – место, где проводятся районные торжества, и точка отсчета маршрута экскурсий по нимбуевским местам.
Воплощение идей
Поправляя очки, Любовь Ширабовна бодро стучит по клавиатуре маленького ноутбука. Ведет переписку, планирует новые дела и платит добром тем, кто когда-то помог осуществить мечту издать книгу отца.
Второй год она помогала Республиканскому информационному центру Министерства культуры в организации фестиваля «Голос кочевника» - отвечала за питание и расселение гостей. В прошлом году – на общественных началах, в этом – за небольшую плату.
- Я хочу, чтобы люди жили не только материальными ценностями. Хочу, чтобы талантливые люди чувствовали себя нужными. А стихи были нужны людям, как в былые годы, когда поэты собирали залы, - говорит пенсионерка, которую вполне можно было бы назвать идеалисткой, если бы не факт – реальное воплощение ее идей.
Информационный партнер проекта
Телекомпания "Тивиком"
Партнеры проекта: Администрация президента и правительства Республики Бурятия, Администрация города Улан-Удэ, Улан-Удэнский городской Совет депутатов