Самый надежный и безопасный самолет советских времен
Этот самолет выставлен перед зданием старого аэровокзала. Машина сразу бросается в глаза архаичной "двухэтажной" схемой крыльев, в современном авиастроении почти не использующейся. Это знаменитый Ан-2, «рабочая лошадка» отечественной лёгкой авиации (он же «аннушка» или «кукурузник» на жаргоне авиаторов, он же Colt по классификатору НАТО).
Самолет представляет собой легкий одномоторный биплан многоцелевого назначения. Фюзеляж металлический, но крылья и хвостовое оперение для снижения веса выполнены из перкаля, шасси неубирающееся. Может использоваться для перевозки грузов и пассажиров на региональных авиалиниях, на авиахимработах в сельском хозяйстве, в пожарной охране и геологоразведке, заложена возможность и военного применения переоборудованием в лёгкий штурмовик.
В СССР выпускался с 1947 по 1971 год, в Польше - по 2002 год, в Китае производится и сейчас, таким образом став единственным в мире самолётом, выпускающимся более 60 лет. По отзыву Серафима Шатаева, инженера-механика "Бурятских авиалиний", аппарат очень неприхотлив и надёжен, прост в эксплуатации. Не требуется длинной взлётной полосы, ею может служить любой ровный луг. Другое достоинство - при отказе двигателя самолёт не падает камнем, а планирует, давая возможность совершить мягкую посадку. Об Ан-2 хорошо отзываются все, кто работал на этой машине.
- На нем я облетал всю республику, - вспоминает замдиректора авиакомпании «ПАНХ» Валерий Дягилев, наработавший на "кукурузнике" более пяти тысяч часов за десять лет. - Очень удачный самолёт, нынешний авиапром так и не создал ничего лучшего. Особенно активно его использовали на севере Бурятии. В том же Баунтовском районе полно посёлков, куда можно добраться лишь по воздуху или на вездеходе.
Памятник Ан-2 поставили год назад в октябре по инициативе тогдашнего директора аэропорта Станислава Невзорова. Установка планировалась на август, чтобы приурочить к 85-летнему юбилею бурятской авиации, но уложиться в срок не удалось. На экспозицию пошёл один из списанных Ан-2 в хозяйстве "Бурятских авиалиний", унаследованный ещё от Улан-Удэнского авиаотряда. Этот самолёт транспортно-пассажирской модификации Ан-2 ТП с бортовым номером RA-32111 и заводским 1Г17653 вышел из сборочного цеха 26 января 1977 года.
31 августа того же года самолёт прибыл в Бурятию, и 26 сентября по результатам испытаний был зачислен в Улан-Удэнский авиаотряд. С тех пор 32111 совершил немало грузопассажирских рейсов в Уакит, Багдарин и другие северные посёлки. Кстати, именно на нём летал Валерий Дягилев в середине 80-х. Но в 90-е начались тяжёлые времена, последний раз аппарат поднялся в воздух в мае 94-го, а спустя два года был официально списан и много лет стоял брошенным.
- Самолёт долго готовили к монтажу на памятник, - рассказывает Александр Балсанов, начальник инженерной службы "Бурятских авиалиний". - Сняли всё исправное оборудование, перкалевую обшивку крыльев заменили металлической, иначе бы сгнила со временем. Аппарат старый, но запас прочности ещё есть, можно и сейчас восстановить в пригодное к полёту состояние.
И вот Ан-2 теперь красуется перед зданием старого аэропорта как память советскому авиапрому и немой укор тем, кто его разваливал. Ещё один Ан-2 выставлен на территории колонии для несовершеннолетних в 111 квартале, он был списан примерно в одно время с 32111.
К началу перестройки в Бурятии имелось сорок три Ан-2. Но к середине 90-х сразу тридцать пять из них пришлось досрочно списать: расходы на содержание оказались слишком велики в условиях всеобщей разрухи. Позже пришлось списать или продать оставшиеся. Хотя «аннушки» выработали календарный срок службы, технический резерв оставался достаточно большим, а учитывая общий запас прочности, они могли бы ещё долго оставаться в строю. Тем более что машина по-прежнему очень востребована.
Сейчас в Бурятии двенадцать исправных Ан-2 в хозяйстве компании «ПАНХ», но они были закуплены в Магадане и Красноярске. Из сорока трёх самолётов Улан-Удэнского авиаотряда до наших дней не дожил ни один.
Характеристики:
размах крыла - 18,18 м
длина самолета - 12,74 м
высота самолета - 4,00 м
площадь крыла - 43,6 кв.м
масса, кг:
- пустого самолета - 3450
- максимальная взлетная - 5500
тип двигателя - 1 ПД Швецова АШ-62ИР
мощность - 1000 л.с.
максимальная скорость - 258 км/ч
крейсерская скорость - 185 км/ч
дальность действия - 900 км
практический потолок - 4400 м
экипаж - 2 чел.
полезная нагрузка:
12 пассажиров или 1300 кг груза
Общество
4558